К. К. ГАМПЕЛЬН (1794 — после 1880)
Сергей Львович Пушкин (1770—1848). 1824
Бумага, итальянский карандаш, 30,7х24,4
Всесоюзный музей А. С. Пушкина

Отец поэта. Получил светское воспитание, хорошо знал французскую и отечественную литературу. По воспоминаниям его дочери О. С. Павлищевой Сергей Львович был «создан для общества, которое умел он оживлять неистощимою любезностью и тонкими остротами, изливавшимися потоком французских каламбуров. Многие из этих каламбуров передавались в обществе как образчики необыкновенного остроумия». Сергей Львович совершенно не занимался управлением своих родовых имений, что привело к полному расстройству его денежных дел. Мелочная скаредность и сентиментальная слезливость отца вызывали раздражение поэта. В период Михайловской ссылки отношения между С. Л. Пушкиным и опальным поэтом значительно осложнились. Причину этого А. С. Пушкин объясняет в письме В. А. Жуковскому (октябрь 1824 года): «Отец, испуганный моей ссылкою, беспрестанно твердил, что и его ожидает та же участь; Пещуров, назначенный за мною смотреть, имел бесстыдство предложить отцу моему должность распечатывать мою перепис- ку, короче быть моим шпионом...»
Пушкин ошибался в неблаговидных намерениях своего отца: Сергей Львович отказался от надзора за сыном. Впоследствии родственные чувства и сыновняя почтительность стали преобладающими в отношениях сына и отца.
После смерти С. Л. Пушкина портрет перешел к его сыну Льву Сергеевичу, унаследовавшему родовое имение Пушкиных «Болдино». В 1911 году при переходе болдинского имения в ведение государства портрет был передан в Пушкинский дом (Институт русской литературы), откуда поступил во Всесоюзный музей А. С. Пушкина.