среда, 9 октября 2002
8 октября в Мурманске состоялось заседание "Круглого стола" на тему "О положении в
жилищно-коммунальном хозяйстве Мурманской области и практических шагах пол снижению социальной напряженности, связанной с реформированием отрасли". Оно было проведено по инициативе областного комитета профсоюзов работников жилищно-коммунального хозяйства.
В нем участвовали лидеры профсоюзных организаций, руководители ряда комитетов областного правительства и предприятий и организаций, связанных с коммунальным обслуживанием жилья северян.
Участники "Круглого стола" отметили, что реформа жилищно-коммунального комплекса не принесла положительных результатов. Более того, ухудшается материально-техническая база этого комплекса, износ инженерных сетей и оборудования достиг катастрофического уровня, медленно растет заработная плата работников данной сферы. Лишь 35 процентов предприятий ЖКХ имеют прибыль по итогам своей финансово-хозяйственной деятельности.
"По существу даже с натяжкой то, что происходит в жилищно-коммунальном комплексе ни в коей мере нельзя назвать реформами", - говорит председатель Мурманского регионального отделения Народной партии, депутат областной Думы Владимир Шиганов. Реформами назвали обычное увеличение оплаты за услуги ЖКК населением. Это постоянное повышение власти пытаются подсластить так называемыми субсидиями, которые еще надо добиться со всевозможными унижениями, стоянием в очередях с протянутой рукой. Кстати, растет число семей северян, которые их вынуждены получать. Только за последнее время доля населения нашего региона, нуждающегося в субсидиях, возросла с 10 до 25 процентов. На субсидии в 2003 году планируется выделить 2 млрд. 100 млн. рублей бюджетных денег.
Ныне, считает Владимир Шиганов, жилищно-коммунальный комплекс Мурманской области находится в кризисном состоянии. И это несмотря на то, что с населения взимается за предоставление коммунальных услуг все больше и больше денег. Куда же они идут? Деньги с помощью различного рода схем попадают в "карманы" естественных монополий. Причем это касается как денег, собираемых с населения, так и бюджетных денег. Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс превратился в одну из их кормушек.
По мнению Владимира Шиганова, во-первых, рост доли населения в оплате услуг ЖКК следует проводить поэтапно, без ускорения до 2008 года. И с учетом материального положения граждан. Во-вторых, федеральный стандарт стоимости услуг ЖКК для северных регионов надо установит в размере фактических расходов населения, проживающего в условиях Арктики и Крайнего Севера. В-третьих, ввести жесткое и прозрачное государственное регулирование цен на энергоносители (мазут, газ) и электроэнергию,
железнодорожные перевозки. Утверждать цены на них один раз в год, перед внесением проекта бюджета страны в Государственную Думу. Впрочем, требуется утверждать тарифы на услуги и того же жилищно-коммунального комплекса, не изменяя их в течение финансового года. Пока же Российское Правительство идет на поводу у естественных монополий и самоустранилось от контроля за их деятельностью, что противоречит мировой практике.