9 октября 2014 г. 09:01
Российская газета
Если иностранные владельцы судов будут заинтересованы, чтобы они шли по Северному морскому пути под нашим флагом, это будет еще одним шагом противодействовать планам изолировать Россию. С таким заявлением выступил академик Евгений Примаков на заседании "Меркурий-клуба".
Сегодня здесь обсуждают перспективы эффективного освоения и развития арктической зоны и прилегающих российских регионов. Евгений Примаков выделил пять важнейших проблем, без решения которых не обойтись.
Одна из них как раз касалась возрождения Северного морского пути. Здесь уже есть некоторые успехи. "Но предстоит сделать гораздо больше того, что достигнуто, – говорит Примаков. – Речь идет о нарастающем строительстве атомных и дизельных ледоколов, о совершенствовании систем навигации и связи на всем протяжении Севморпути. Мы все знаем, что Россия переживает этап экономических трудностей, что наш бюджет очень напряжен. Но особое внимание к развитию Северного морского пути имеет не только экономическое, но приобретает все большее политическое значение".
Еще одно направление – оформление внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Ряд успехов в этой области тоже есть, но ставить точку нельзя, необходима постоянная, кропотливая работа с правительствами приарктических государств.
Третья проблема – освоение ресурсов, особенно энергетических в арктической части Российской Федерации, включая разработку на нашем континентальном шельфе. Работа в этом направлении начата. "Вдохновляющим примером служит разведка крупного месторождения нефти и газа на нашем шельфе в Карском море, – напомнил академик. – Месторождение названо "Победа". Это победа, в том числе и с учетом того, что разведка произведена в сотрудничестве "Роснефти" с ExxonMobil.
Однако стало известно, что дальнейшее сотрудничество с этой американской компанией будет отложено из-за санкций. Это означает, предупреждает Примаков, что нам придется расширять разведывательные работы и вести промышленную добычу на наших северных шельфах практически в одиночку. А под санкции попал экспорт в Россию оборудования для глубинного бурения. "В создавшихся условиях особое внимание следовало бы уделить импортозамещению, – заявляет Примаков, – нацелив на решение этой задачи в первую очередь наш ОПК". И конечно, прилагать все усилия, чтобы интересы иностранных компаний "возобладали над антироссийскими санкциями".
Есть и четвертая проблема. Она связана с укреплением военной инфраструктуры в Арктическом регионе. "В первую очередь, – перечисляет академик, – восстановление заполярных аэродромов и военной базы на Новосибирских островах. Без арктической составляющей трудно рассчитывать на усиление обороноспособности России". И, наконец, пятая проблема – это реальное социально-экономическое развитие арктической зоны России. Не уходят в сторону научно-исследовательские работы, включая мониторинг климатического и экологического влияния Арктики на мир. Евгений Примаков особо подчеркнул, что необходим комплексный подход к развитию Арктики и прилегающих регионов.
Кстати, название Арктики произошло от греческого слова "арктос" – медведица. В двухчасовой дискуссии, как ее "приручить", участвовали 15 человек. Замглавы ВЭБа Андрей Клепач и генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед заострили внимание на вопросах финансирования госпрограммы. На нее нет пока ни рубля.
По словам Андрея Клепача, арктическая программа сегодня это скачок в будущее. Но необходимо действовать уже сейчас. Он выразил озабоченность, что в бюджете на 2017 год не заложено финансирование. И предложил создать "дорожную карту" по Арктике на ближайшие три года. Разработать новые экономические механизмы, даже новую экономическую модель к 2015 году. Один из участников дискуссии, подчеркнул: битву за Арктику выиграет тот, кто обеспечит наилучшие условия для деятельности там человека. Завершая разговор, Евгений Примаков сообщил, что его итогом вполне может стать документ для руководства страны.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|