13 января 2015 г. 10:59
Российская газета
Проблему кадрового обеспечения арктических регионов мешает решить множество факторов, но прежде всего – несовершенство институтов. Законы у нас принимаются на всю страну одни, и особенности региона в них не учитываются. Например то, что для арктических зон характерно наличие одновременно и традиционного, и индустриального, и постиндустриального укладов, и все их нужно увязать вместе.
Как отметили эксперты на прошедшем недавно в Петербурге форуме "Арктика: Настоящее и будущее", арктические регионы остро нуждаются в специалистах по автоматизации, бурению, техническому аудиту, ГСМ, вентиляции, защите информации, комплектации оборудования. Миграция кадров здесь затруднена, и привлекать их неоткуда. Это уже имеет определенные последствия. Например, на форуме не раз упоминали о возросшей нагрузке на порт Мурманска из-за повышенного запроса нефтегазовых компаний для своих проектов. Мурманску в первую очередь не хватает докеров, так как большую их часть "забрал" себе "Норильский никель", создающий в порту собственный терминал. По словам первого заместителя губернатора региона Алексей Тюкавина, все больше крупных компаний задумываются над размещением здесь своих проектов, но работать просто некому – кадровая потребность измеряется тысячами человек. По словам чиновника, в области рассматриваются проекты по созданию в Мурманске центра профессиональных компетенций, где будут вести переобучение кадров (совместно с "Роснефтью").
По словам директора арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета Константина Зайкова, сейчас между странами, имеющими арктические зоны, идет настоящая борьба за сосредоточение именно у себя высокоинтеллектуальных трудовых ресурсов, и для России это вызов.
Исполнительный директор Центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова назвала одной из особенностей рынка кадров этих регионов гендерный дисбаланс – для работы там нужны в основном мужчины. "У нас совершенно неэффективно используется потенциал такого бесценного кадрового резерва, как бывшие военные моряки, – считает она. – Это, как правило, адаптированные к условиям севера люди, физически здоровые, и что самое главное – с определенным опытом. Они приходят на такую работу сознательно на длительный срок, в отличие от вчерашних студентов. После службы на северном флоте они могли бы привлекаться на гражданскую службу в сфере судовождения. Но для этого нужно получить лицензию международного образца, а у нас нет структуры, которая бы выдавала этот документ".
Преподаватели морских вузов согласны с тезисом, что военные моряки могут стать будущим Арктики, но подчеркивают: пока не создано никакого звена, помогающего военным перейти на гражданскую службу и адаптироваться к новым условиям. Что касается нынешней подготовки морских кадров для севера, то в образовании полно проблем. В вузах недостаточно практики – нет учебного флота, нет учебных машинных отделений для механиков, отрабатывать навыки негде. Преподаватели петербургского университета морского и речного транспорта им. Макарова отдельно выделили проблему психофизической подготовки кадров для северных морей. Этот показатель вообще никто не берет в расчет, хотя это напрямую связано с безопасностью судовождения, реакцией в сложных ситуациях и ответственностью за чужие жизни. По мнению преподавателей, нельзя подготовить качественные кадры для Арктики без введения "психологического паспорта профессии" – как судоводителя, так и механика.
"Почти все арктические регионы трудодефицитны – будь то Швеция, Канада или Россия, – говорит Ольга Хорева, заместитель заведующего кафедрой управления развитием территорий и регионалистики департамента ГиМУ факультета социальных наук НИУ ВШЭ. – Для решения нужно грамотное сочетание демографической и миграционной политики, поскольку одна проблема характерна для всех – вопросы внутренней миграции. У нас в стране они вне компетенции ФМС, и непонятно, кто должен этим заниматься. Необходима разработка государственной политики трудовой миграционной мобильности, когда регионы общаются между собой, обмениваются данными о рынке труда и "перекидывают" кадры друг другу, исходя из потребностей".
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|