11 января 2017 г. 07:37
Российская газета
В 2017 году завершится проект по разработке программы очистки Кольского залива. На сегодняшний день обследована вся акватория близ Мурманска. На глубине до 30 метров водолазы обнаружили 25 судов и 23 объекта, напоминающие корабли (длиной более 10 метров). Еще 49 морских сооружений находится прямо у берегов, и их видно во время отлива.
В ближайшие месяцы экспертам предстоит определить, какие объекты опасны с точки зрения судоходства и экологии, а какие портят вид со стороны берега. Когда затонувшие и затопленные суда будут ранжированы по степени опасности, появится представление о срочности их поднятия. Уже известно, что в ближайший год поднимут лишь две металлоконструкции из 13 выявленных в губе Ретинская на западной стороне залива. На этом бюджет проекта – 50 миллионов рублей – будет исчерпан.
"Сейчас крайне сложно определить конкретную стоимость подъема любого затонувшего объекта. Необходимо разработать проект подъема, а объекты все разные, различных размеров, да и находятся они на разных глубинах. После подъема двух конструкций в губе Ретинская и должно появиться понимание того, сколько средств потербуется для реализации проекта", – пояснил эксперт Владимир Хандобин.
По его словам, перед проектным офисом стоит задача наработать опыт получения разрешений для поднятия неопознанных металлоконструкций, которые не имеют принадлежности и хозяина. В случае с судами все более-менее понятно: корабль нельзя поднимать до тех пор, пока его не признают бесхозным или не найдется хозяин судна. Предполагается, что после выявления объектов будет объявлен розыск владельцев, которым дадут год на то, чтобы они заявили о себе. По истечении этого срока конструкции могут признать бесхозными и поднять.
"В 1990-е годы ремонт судов всех классов был практически прекращен из-за отсутствия финансирования. Это привело к распродаже судов на металл. Но в то время стоимость черного металла была крайне низкой, поэтому с кораблей срезался весь цветной металл, а все остальное выбрасывалось – так и скопились свалки судов", – рассказал Хандобин.
Эксперт считает, что на основании новой программы, которую разработают специалисты, можно будет определиться с финансированием и проводить дальнейшую работу по очистке арктических акваторий в 2018-2020 годы. Пока речь идет о госфинансировании.
Самое большое скопление конструкций на дне – в районе Североморска, где когда-то на берегу размещались промышленные мощности. Одним из самых опасных объектов для экологии называют зверобойно-промысловое судно "Териберка", затонувшее на рейде Мурманского морского торгового порта в 1993 году.
Потенциальная угроза заключается в топливе, которое находится на борту затонувшего судна "Териберка". Это около 50-ти тонн нефтепродуктов. Оно покоится в акватории морского порта уже 23 года. И все это время является бомбой замедленного действия. Толщина воды над конструкциями "утопленника" – около 5 метров. Велик риск, что при неблагоприятных условиях на них могут нарваться крупнотоннажные суда, груженые углем. Судно было построено в 74-м году, выброс вредных веществ из-за коррозийного износа металла может начаться в любое время.
Объектов, от которых нужно очистить залив, порядка 100. Но "Териберка" – самый опасный из них.
Недавно региональные СМИ опубликовали открытое письмо капитана дальнего плавания, инженера по организации перевозок и управлению на морском транспорте, почетного работника морского флота и ветерана труда Евгения Селюкова о необходимости поднять судно.
"Судно затонуло в квадрате 55/8 (навигационная карта номер 18007), на глубине 17,6 метра. Ширина судна – 13 метров. Если даже предположить, что ЗРС "Териберка" лежит на грунте на борту, то высота воды над конструкциями судна на малой воде составляет не более 5 метров. У причалов ПАО "Морской торговый порт Мурманск" крупнотоннажные суда грузятся углем на осадку более 12,5 метра и затем отводятся на якорную стоянку, рядом с затонувшим судном "Териберка", для оформления документов. Можно предположить, что будет, если такое судно вдруг сорвет с якоря в штормовую погоду, а затем оно навалит на затонувшее зверобойно-рыболовное судно "Териберка". Кстати, уже были неоднократные случаи касания корпуса ЗРС "Териберка" проходящими морскими судами сравнительно небольшого тоннажа. Но пока, как говорится, обошлось", – описал проблему в деталях автор письма.
Евгений Селюков рассказал, что в обязательных постановлениях в морском порту Мурманск отсутствуют сведения о затонувшем в 1993 году на якорной стоянке порта ЗРС "Териберка". Несмотря на то, что это основной документ, регламентирующий безопасность мореплавания в акватории морского порта Мурманск. По его словам, ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики" взимает с судовладельцев в морском порту Мурманск корабельный сбор за оказание услуг по безопасности мореплавания и предполагает, что в данном случае администрация морских портов оказывает капитанам медвежью услугу. Он отметил, что в нарушение императивных норм о "затонувшем имуществе" кодекса торгового мореплавания России, капитан морского порта Мурманск и руководство администрации портов никаких действенных мер по подъему и удалению из акватории затонувшей "Териберки" не предприняли.
К слову, об этой проблеме еще в 2006 году писал комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области в своем докладе, где было сказано о том, что, несмотря на предписания контролирующих органов, судовладелец оставался безучастным. Была и прокурорская проверка, и суд, но "Териберка" все еще на дне.
Возможно, судоподъем затонувшего ЗРС "Териберка" будет запланирован на среднесрочную перспективу в 2018-2020 годах, если появится государственное ресурсное обеспечение.
Между тем, в отдельных приморских регионах России уже есть правоприменительная и судебная практика по вопросам подъема и удаления из акватории морского порта затонувших морских судов. Суды общей юрисдикции Краснодарского края пришли к выводу, что если собственник затонувшего судна не поднял его в установленный срок, то обязанность по подъему и удалению затонувшего имущества из акватории морского порта возлагается на соответствующую администрацию морских портов.
28.10.2021 | В Заполярье предложили восстановить первую в мире экотропу (Российская газета) |
24.09.2021 | Природный парк в Териберке остановит "дикий" туризм (Интерфакс) |
14.09.2021 | В Мурманской области создали природный парк "Териберка" (РИА "Новости") |
04.09.2021 | Рыбный порт Мурманска начнёт строительство очистных сооружений в 2022 году (ТАСС) |
25.08.2021 | Туристов призвали не загрязнять природу Заполярья (Российская газета) |
23.08.2021 | Териберка получит статус особо охраняемой природной территории (Интерфакс) |
17.08.2021 | Мурманская область обеспечит 100% обработки ТКО к 2023 году (ТАСС) |
12.08.2021 | Раздельный сбор мусора планируют внедрить в отдаленных селах Заполярья (ТАСС) |
21.07.2021 | В Териберке появится природный парк (Российская газета) |
24.03.2021 | "Норникель" закрыл неэкологичный металлургический цех Кольской ГМК (Lenta.Ru) |
06.02.2021 | Создание парка в Териберке вышло на стадию общественных обсуждений (Интерфакс) |
03.02.2021 | Промышленников обяжут платить за ликвидацию экологического ущерба (Российская газета) |
20.01.2021 | Промышленность готовится к переходу на нормирование выбросов (Российская газета) |
25.12.2020 | Экологи и власти возобновляют работу по созданию нацпарка "Терский берег" (Интерфакс) |
24.12.2020 | Плавильный цех в Никеле закрыли после последней плавки (ТАСС) |
09.11.2020 | Численность популяций птиц на мурманских берегах снижается (ТАСС) |
02.11.2020 | Сине-зеленые водоросли меняют экосистему озера Могильное (ТАСС) |
08.09.2020 | Хлор с промплощадок "Акрона" и "ФосАгро" попал в водоемы Мурманской области (Интерфакс) |
04.08.2020 | Экологи обеспокоены состоянием природного парка на полуостровах Рыбачий и Средний (Интерфакс) |
31.07.2020 | В Минприроды обсудили экологические задачи для Мурманской области (Интерфакс) |
18.07.2020 | Под Мурманском появится экотропа "Лапландская кругосветка" (ТАСС) |
30.06.2020 | Пятно неизвестного происхождения в Умбозере исчезло (Интерфакс) |
20.06.2020 | Концентрация железа в Умбозере превысила норму в три раза (РИА "Новости") |
18.06.2020 | Экологи хотят включить мистическое саамское Сейдозеро в перечень ЮНЕСКО (Интерфакс) |
18.06.2020 | В Териберке продолжат проведение фестивалей после создания природного парка (Интерфакс) |
15.05.2020 | Предприятия Заполярья должны сократить промышленные выбросы (Российская газета) |
08.05.2020 | В Мурманской области создают механизм ликвидации накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
29.04.2020 | Горные и химпредприятия Заполярья сократят промышленные выбросы (Российская газета) |
18.03.2020 | В СЗФО растет число крупных хищников (Российская газета) |
11.03.2020 | Мурманская область опережает показатели по обращению с отходами (Интерфакс) |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|