Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Арктика

Экономика региона

Радиационная безопасность

Природа и экология Кольского полуострова

Проблемы ЖКХ

Северный флот

Социальная сфера

Выборы в Мурманске и области

Международное сотрудничество

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Миллиардные хищения в энергетике

Образование и наука

Политика

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Транспорт

Спорт

Отопительный сезон в Мурманской области

Выборы губернатора Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Природа и экология Кольского полуострова

11 января 2017 г. 07:37

Российская газета

На дне Кольского залива обнаружили 25 затонувших кораблей

В 2017 году завершится проект по разработке программы очистки Кольского залива. На сегодняшний день обследована вся акватория близ Мурманска. На глубине до 30 метров водолазы обнаружили 25 судов и 23 объекта, напоминающие корабли (длиной более 10 метров). Еще 49 морских сооружений находится прямо у берегов, и их видно во время отлива.

В ближайшие месяцы экспертам предстоит определить, какие объекты опасны с точки зрения судоходства и экологии, а какие портят вид со стороны берега. Когда затонувшие и затопленные суда будут ранжированы по степени опасности, появится представление о срочности их поднятия. Уже известно, что в ближайший год поднимут лишь две металлоконструкции из 13 выявленных в губе Ретинская на западной стороне залива. На этом бюджет проекта – 50 миллионов рублей – будет исчерпан.

"Сейчас крайне сложно определить конкретную стоимость подъема любого затонувшего объекта. Необходимо разработать проект подъема, а объекты все разные, различных размеров, да и находятся они на разных глубинах. После подъема двух конструкций в губе Ретинская и должно появиться понимание того, сколько средств потербуется для реализации проекта", – пояснил эксперт Владимир Хандобин.

По его словам, перед проектным офисом стоит задача наработать опыт получения разрешений для поднятия неопознанных металлоконструкций, которые не имеют принадлежности и хозяина. В случае с судами все более-менее понятно: корабль нельзя поднимать до тех пор, пока его не признают бесхозным или не найдется хозяин судна. Предполагается, что после выявления объектов будет объявлен розыск владельцев, которым дадут год на то, чтобы они заявили о себе. По истечении этого срока конструкции могут признать бесхозными и поднять.

"В 1990-е годы ремонт судов всех классов был практически прекращен из-за отсутствия финансирования. Это привело к распродаже судов на металл. Но в то время стоимость черного металла была крайне низкой, поэтому с кораблей срезался весь цветной металл, а все остальное выбрасывалось – так и скопились свалки судов", – рассказал Хандобин.

Эксперт считает, что на основании новой программы, которую разработают специалисты, можно будет определиться с финансированием и проводить дальнейшую работу по очистке арктических акваторий в 2018-2020 годы. Пока речь идет о госфинансировании.

Самое большое скопление конструкций на дне – в районе Североморска, где когда-то на берегу размещались промышленные мощности. Одним из самых опасных объектов для экологии называют зверобойно-промысловое судно "Териберка", затонувшее на рейде Мурманского морского торгового порта в 1993 году.

Потенциальная угроза заключается в топливе, которое находится на борту затонувшего судна "Териберка". Это около 50-ти тонн нефтепродуктов. Оно покоится в акватории морского порта уже 23 года. И все это время является бомбой замедленного действия. Толщина воды над конструкциями "утопленника" – около 5 метров. Велик риск, что при неблагоприятных условиях на них могут нарваться крупнотоннажные суда, груженые углем. Судно было построено в 74-м году, выброс вредных веществ из-за коррозийного износа металла может начаться в любое время.

Объектов, от которых нужно очистить залив, порядка 100. Но "Териберка" – самый опасный из них.

Недавно региональные СМИ опубликовали открытое письмо капитана дальнего плавания, инженера по организации перевозок и управлению на морском транспорте, почетного работника морского флота и ветерана труда Евгения Селюкова о необходимости поднять судно.

"Судно затонуло в квадрате 55/8 (навигационная карта номер 18007), на глубине 17,6 метра. Ширина судна – 13 метров. Если даже предположить, что ЗРС "Териберка" лежит на грунте на борту, то высота воды над конструкциями судна на малой воде составляет не более 5 метров. У причалов ПАО "Морской торговый порт Мурманск" крупнотоннажные суда грузятся углем на осадку более 12,5 метра и затем отводятся на якорную стоянку, рядом с затонувшим судном "Териберка", для оформления документов. Можно предположить, что будет, если такое судно вдруг сорвет с якоря в штормовую погоду, а затем оно навалит на затонувшее зверобойно-рыболовное судно "Териберка". Кстати, уже были неоднократные случаи касания корпуса ЗРС "Териберка" проходящими морскими судами сравнительно небольшого тоннажа. Но пока, как говорится, обошлось", – описал проблему в деталях автор письма.

Евгений Селюков рассказал, что в обязательных постановлениях в морском порту Мурманск отсутствуют сведения о затонувшем в 1993 году на якорной стоянке порта ЗРС "Териберка". Несмотря на то, что это основной документ, регламентирующий безопасность мореплавания в акватории морского порта Мурманск. По его словам, ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики" взимает с судовладельцев в морском порту Мурманск корабельный сбор за оказание услуг по безопасности мореплавания и предполагает, что в данном случае администрация морских портов оказывает капитанам медвежью услугу. Он отметил, что в нарушение императивных норм о "затонувшем имуществе" кодекса торгового мореплавания России, капитан морского порта Мурманск и руководство администрации портов никаких действенных мер по подъему и удалению из акватории затонувшей "Териберки" не предприняли.

К слову, об этой проблеме еще в 2006 году писал комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области в своем докладе, где было сказано о том, что, несмотря на предписания контролирующих органов, судовладелец оставался безучастным. Была и прокурорская проверка, и суд, но "Териберка" все еще на дне.

Возможно, судоподъем затонувшего ЗРС "Териберка" будет запланирован на среднесрочную перспективу в 2018-2020 годах, если появится государственное ресурсное обеспечение.

Между тем, в отдельных приморских регионах России уже есть правоприменительная и судебная практика по вопросам подъема и удаления из акватории морского порта затонувших морских судов. Суды общей юрисдикции Краснодарского края пришли к выводу, что если собственник затонувшего судна не поднял его в установленный срок, то обязанность по подъему и удалению затонувшего имущества из акватории морского порта возлагается на соответствующую администрацию морских портов.

 
 Статьи по теме 
18.02.2017Инвестиции в экопроекты в Кировске превысили 3,3 млрд рублей (ТАСС)
30.01.2017В Кольском заливе готовы начать подъем затонувших судов (Интерфакс)
30.01.2017"ТГК-1" и "Апатит" подписали соглашения об экологических проектах (ТАСС)
18.01.2017В Мурманской области стартовал год экологии (Lenta.Ru)
12.01.2017Загрязнение реки алюминием оценили в 40 тысяч рублей (Российская газета)
11.01.2017На дне Кольского залива обнаружили 25 затонувших кораблей (Российская газета)
19.11.2016Кольская ГМК обещает снизить выбросы диоксида серы (Беллона)
12.11.2016Кольский залив избавляется от свалок судов (Беллона)
10.11.2016В Мурманской области разрешили отстрел дикого северного оленя (Новая газета)
22.08.2016Власти затягивают принятие решения по нацпарку "Хибины" (REGNUM)
07.07.2016Больной лосось снова обнаружен в кольских реках (Российская газета)
18.05.2016Чиновники не борются с источником черного снега и пыли в Мурманске (Новая газета)
01.04.2016Жители Мурманска жалуются на запах нефтепродуктов (REGNUM)
24.03.2016Оленей накормили свинцом (Новая газета)
11.03.2016Прокуратура отрицает снижение загрязнения воздуха в Мурманске (Беллона)
03.02.2016В Мурманске ищут источники черной пыли (Murman.Ru)
19.01.2016Жители Мурманска жалуются на почерневший снег (REGNUM)
08.12.2015В Мурманской области появилась первая линия сортировки отходов (Беллона)
27.11.2015Мурманская область избавится от мусора без ущерба для экологии (Российская газета)
08.07.2015В Никеле отмечено превышение ПДК по диоксиду серы в 10 раз (Беллона)
23.06.2015Кольская ГМК снизит нагрузку на окружающую среду (КоммерсантЪ)
27.05.2015Озоновая дыра достигла бы Мурманска без запрета фреона (РИА "Новости")
18.05.2015Ученые исследуют уровень загрязнения в Кольском заливе (ТАСС)
24.04.2015Экологи выявили "импорт" вредных веществ из Европы в Заполярье (Российская газета)
08.04.2015В Никеле зафиксированы рекордные выбросы диоксида серы (Беллона)
02.04.2015"Беллона-Мурманск" признана "иностранным агентом" (Новая газета)
24.03.2015Прокуратура подает в суд на мурманский торговый порт (Беллона)
24.03.2015В Кольском заливе ликвидирован разлив нефтепродуктов (Беллона)
02.03.2015Мурманск засыпало угольной пылью и сажей (Невское время)
16.02.2015Мурманск накрыло угольной пылью (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
123456789101112

 
 
Copyright © 1999 — 2017
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus.
Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru Экспортный файл в формате RSS 2.0