30 сентября 2003 г. 11:21
Ашот Саркисов, ("The New York Times", США)
ИноСМИ.Ru
Ашот Саркисов является отставным вице-адмиралом ВМФ России
Тридцатого августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в условиях штормовой погоды к месту демонтажа, расположенному в бухте Нерпа под Мурманском, оторвалась от буксира и затонула выведенная из боевого состава еще в 1989 году российская атомная подводная лодка (ПЛА) типа "November" (условное наименование НАТО – прим. пер.) с бортовым номером К-159.
К сожалению, чрезвычайное происшествие (ЧП) с ПЛА К-159 свидетельствует о более серьезном недуге, которым страдает Военно-Морской Флот (ВМФ) России. Более 30 российских ПЛА первого поколения ржавеют у причалов; при этом наиболее типичными проблемами становятся протечки корпусов и отказы систем (атомной) безопасности.
Однако состояние этих подводных лодок представляет собой лишь часть проблемы. Ни одна из 192 выведенных из боевого состава ВМФ России ПЛА не была полностью демонтирована: у России имеется нехватка складских сооружений для хранения отработанного ядерного топлива и радиоактивного металлолома. Как временная мера, более 80 реакторных отсеков ПЛА помещены в специальные плавучие контейнеры и отбуксированы в море; однако для того чтобы они оставались наплаву, приходится их периодически инспектировать и ремонтировать.
Более того, не менее 40 выведенных из боевого состава атомных кораблей всех классов и типов стоят на якорях вблизи российских военно-морских баз (ВМБ) и пунктов базирования (ПБ). На одном таком ПБ под Владивостоком все еще находятся в доках две поврежденные в результате ЧП и требующие особого обращения ПЛА. В дополнение, в российских регионах, где осуществляется демонтаж ПЛА или ведутся работы с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами, практически нет современных систем радиационного контроля окружающей среды.
Это обременительное наследие времен "холодной войны" представляет потенциальную угрозу не только для России, но также и для ее соседей. Чрезвычайное происшествие с ПЛА К-159 было, к несчастью, не первым подобным случаем со списанной российской ПЛА; аналогичное ЧП произошло в 1997 году у берегов Камчатки, по счастью, без человеческих жертв. В этот раз, однако, были значительные человеческие жертвы, а сама подводная лодка затонула в районе активной навигации и коммерческого рыболовства.
Само по себе затопление К-159 едва ли вызовет экологическую катастрофу. Хотя в ее реакторах имеется отработанное ядерное топливо, защитные контуры и системы атомной безопасности подводной лодки должны предотвратить сколько-нибудь значительную утечку радиации. Однако это ЧП посылает России и мировому сообществу однозначный сигнал о необходимости ускорить программу демонтажа списанных атомных кораблей и обеспечить безопасность российского флота. Существует потенциальная угроза куда более серьезных ЧП, чем произошло с К-159: многие из ржавеющих ПЛА имеют сильный радиоактивный фон, однако они находятся в сотнях миль от мест, где должен производиться их демонтаж.
В последние годы Россия предприняла значительные усилия, профинансированные Соединенными Штатами и другими странами, с целью ускорить вывод из боевого состава (атомных) кораблей и обеспечить безопасность радиоактивных материалов. Однако у нее имеется нехватка людей и ресурсов, чтобы осуществлять эту программу с надлежащим темпом.
Если мировое сообщество не станет активно помогать России, усилия по устранению опасностей морского наследия "холодной войны" могут затянуться надолго. Хотя в этой области осуществляется значительное международное сотрудничество – включая принятую по инициативе американских сенаторов Нанна (Nunn) и Лугара (Lugar) Программу совместного снижения угрозы (Cooperative Threat Reduction Program) и Программу военного сотрудничества в Арктике по вопросам охраны окружающей среды (Arctic Military Environmental Cooperation Program), которые финансируются Соединенными Штатами и Норвегией – масштабы этих усилий пока еще не соответствуют важности проблемы.
Затопление К-159 вновь посылает призыв к совместным действиям по решению проблем, которые остаются со времен "холодной войны". Устранение угроз от ядерных и радиоактивных материалов должно стать приоритетной задачей как для России, так и для мирового сообщества – причем задачей тем более насущной, если принять во внимание усиление активности террористов и их стремление к приобретению оружия массового поражения
11.07.2007 | Решение о подъеме подлодки К-159 со дна Баренцева моря примут через два месяца (РИА Новости – Северо-Запад) |
10.07.2007 | Международная группа экспертов завершила радиационный мониторинг корпуса затонувшей атомной подводной лодки "К-159" (ГТРК "Мурман") |
29.06.2007 | В Баренцевом море начался экологический мониторинг затонувшей атомной подлодки К-159 (РИА Новости – Северо-Запад) |
22.06.2007 | Женам моряков K-159 отказано в компенсации (Вечерний Мурманск) |
16.02.2007 | Пресненский суд Москвы отклонил иск вдов погибших моряков-подводников (РИА Новости – Северо-Запад) |
22.01.2007 | Затонувшую российскую АПЛ К-159 попытаются поднять британцы |
26.10.2006 | Вдовы моряков атомной подлодки К-159 требуют от Минобороны по миллиону рублей (КоммерсантЪ) |
24.10.2006 | Иски вдов четырех подводников с К-159 суд рассмотрит 25 октября (Интерфакс) |
27.09.2006 | Пресненский суд Москвы рассмотрит иск вдов моряков К-159 к Минобороны о возмещении морального ущерба (РИА Новости – Северо-Запад) |
08.09.2006 | "Север" победил в Пскове "1:0" |
12.08.2006 | Сегодня шестая годовщина гибели АПЛ "Курск" (НТВ) |
12.08.2006 | В Петербурге пройдут мероприятия в честь годовщины гибели АПЛ "Курск" (РИА Новости – Северо-Запад) |
27.06.2005 | Капитан II ранга Сергей Жемчужнов, который руководил операцией по буксировке затонувшей АПЛ "К-159", намерен судиться с министром обороны (Агентство национальных новостей) |
02.03.2005 | Прокуратура Северного флота до 3 мая продлила следствие по уголовному делу в отношении капитана II ранга Сергея Жемчужнова (Вечерний Мурманск) |
01.11.2004 | Прокуратура Северного флота продлила следствие в отношении руководившего буксировкой К-159 офицера до 30 ноября (Интерфакс) |
06.09.2004 | Верховный суд оставил в силе приговор бывшему командующему Севфлотом адмиралу Сучкову (ИТАР-ТАСС) |
02.09.2004 | Приказано забыть! (Пресса Архангельской области) |
15.05.2004 | Летом 2004 года будет организована специальная экспедиция для обследования К-159 (NEWSru.com) |
15.05.2004 | Приговор по делу о гибели атомохода К-159 будет вынесен 18 мая (NEWSru.com) |
13.05.2004 | В Североморске возобновляется судебный процесс по делу о гибели экипажа атомной подводной лодки К-159 (Радио "Свобода") |
29.04.2004 | Подъем подводной лодки К-159 планируется осуществить летом 2005 года (Regnum) |
29.04.2004 | Суд по делу АПЛ К-159 объявил перерыв из-за сердечного приступа у адмирала Сучкова (ИТАР-ТАСС) |
28.04.2004 | На процессе о гибели К-159 начались прения сторон (ИТАР-ТАСС) |
26.04.2004 | Родные членов экипажа К-159 настаивают на подъеме затонувшей субмарины (Интерфакс) |
15.04.2004 | В Североморске из зала суда госпитализирована мать погибшего на К-159 подводника (Интерфакс) |
13.04.2004 | В Северном флотском военном суде возобновился процесс по делу о гибели АПЛ "К-159" (Regions.Ru) |
05.04.2004 | Суд по делу о гибели атомной подводной лодки К-159 снова отложен (Утро) |
29.03.2004 | Hа Северном флота настаивают на объективном рассмотрении уголовного дела в отношении командующего Сучкова (Интерфакс) |
05.03.2004 | Главком российского ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов дал показания по факту гибели подлодки К-159 (КоммерсантЪ) |
18.02.2004 | Возобновилсь слушания по делу о гибели АПЛ К-159 (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|