Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Образование и наука

Социальная сфера

Транспорт

Природа и экология Кольского полуострова

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Радиационная безопасность

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Проблемы ЖКХ

Северный флот

Политика

Выборы в Мурманске и области

Отопительный сезон в Мурманской области

Международное сотрудничество

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Спорт

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Экономика региона

18 ноября 2020 г. 07:07

Российская газета

Прибрежный промысел в Северном бассейне оказался на грани остановки

Прибрежный промысел в Мурманской области оказался под угрозой остановки. На 34 судна, которые ведут промысел по прибрежной квоте, сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району (ПУ ЗАР) составлены акты о нарушениях, которые грозят рыбакам миллионными штрафами. Опасаясь этой перспективы, предприятия прибрежного лова перестали отправлять свои суда на промысел. Если учесть, что прибрежным ловом в регионе занимаются около 50 судов, освоение прибрежной квоты скоро прекратится вовсе: остальные траулеры, вернувшись с промысла и сдав уловы, также наверняка останутся у причалов.

Причиной этой ситуации стало противоречие между разными статьями Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Статья 20 этого закона указывает, что "уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в живом, свежем и охлажденном виде в морские порты Российской Федерации". Иными словами, можно ловить рыбу, изготовлять из нее продукцию и везти на берег. Но есть статья 10.1 этого же закона, в которой говорится, что изготовлять продукцию из "прибрежных" уловов можно в том случае, "если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим федеральным законом".

В этом "если" заключается главная проблема: данный закон такого производства не предусматривает. Однако рыбаки не могут просто наловить трески и пикши и отвезти ее на берег в первозданном виде. Чтобы рыба не испортилась по пути в порт, ее нужно обезглавить и выпотрошить. Пограничники, которым поручено контролировать соблюдение рыбаками законодательства, истолковывают эти операции как незаконное производство рыбопродукции на борту судна. В августовском письме за подписью руководителя Пограничного управления ФСБ по западному арктическому району генерал-лейтенанта Станислава Маслова говорится, что "действующее законодательство не предусматривает возможность производства продукции на промысловых судах при осуществлении ими прибрежного рыболовства" и необходимо "в короткие сроки привести деятельность пользователей в соответствие действующему законодательству РФ".

Если выполнить это требование, последствия могут быть очень серьезными: в магазины прекратятся поставки свежеохлажденной рыбы, которая пользуется большим спросом благодаря высокому качеству и дешевизне. В частности, оказалась под угрозой программа "Наша рыба", которая стартовала в марте 2020 года по инициативе губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. В рамках программы в Заполярье реализуется охлажденная рыба по сниженным ценам. Без стабильной работы "прибрежки" реализация программы невозможна, убежден председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко.

На грани банкротства окажутся и рыбофабрики, которые производят из "охлажденки" высококачественную продукцию, отправляемую на экспорт. Три рыбофабрики в Мурманской области из-за нехватки сырья уже прекратили работу. Кроме того, прибрежная квота останется недоосвоенной.

– До конца года необходимо выловить оставшиеся 11 тысяч тонн трески и пикши, – сказал председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. – Чтобы сделать это за оставшиеся полтора месяца, надо срочно всем выходить в море. И то вряд ли успеем.

С теми, кто попробует успеть, может произойти следующее. Согласно статье 8.17 КоАП РФ, штраф для юридических лиц за нарушение законодательных требований в море составляет от двух до трех размеров стоимости водных биоресурсов, которые этот траулер имел несчастье выловить. Например, если судно везет 30 тонн трески и пикши, сумма штрафа может составить от одного до полутора миллионов рублей.

– Отдельный штраф предусмотрен для капитана судна – это сто процентов стоимости рыбы, – поясняет руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного рыбохозяйственного бассейна Валентин Балашов. – Капитан судна с 30 тоннами рыбы заплатит 500 тысяч рублей. А если судно везет 100 тонн рыбы?

Пограничное состояние

Российское законодательство установило два основных вида рыболовства – прибрежное и промышленное, отмечают в ПУ ЗАР. При этом принципы и районы ведения промысла, используемый рыбопромысловый флот не различаются. Разница только в том, что прибрежники обязаны доставлять свой улов на берег в живом, свежем или охлажденном виде без какой-либо обработки, и за соблюдение данных требований государство предусматривает для рыбаков преференции в виде повышающего коэффициента 1,2 к квоте. Если рыбаки не имеют возможности оперативно доставлять на берег необработанную рыбопродукцию, у них всегда есть возможности сменить вид рыболовства на промышленный, где подобных ограничений нет. Главное, что принцип ведения промысла от этого не изменится. Согласно постановлению правительства РФ от 17 августа 2017 года, все уловы, добытые в Баренцевом море, подлежат доставке на российскую территорию.

В свою очередь, рыбаки отмечают, что квоты на треску и пикшу в Баренцевом и Норвежском морях находятся в совместном управлении России и Норвегии, поэтому российские суда могут выловить свою долю как в российской экономической зоне, так и в норвежской. В итоге прибрежный промысел в российских водах может исчезнуть как таковой, несмотря на 20-процентную надбавку к квоте.

Судя по всему, в 2021 году поставки "охлажденки" наверняка сократятся. В 2020 году прибрежным промыслом занимались 34 компании, на будущий год заявились на этот вид промысла 29 предприятий, сообщил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. И если по объемам прибрежного промысла в 2020 году было подано заявок на 41 тысячу тонн трески и 11 тысяч тонн пикши, то на 2021 год эти объемы составили 28 тысяч тонн трески и восемь тысяч тонн пикши.

Но главный парадокс в том, что если полностью соблюдать требования пограничников не потрошить и не обезглавливать свежую рыбу, то ее останется только выкинуть. По словам председателя комитета по ветеринарии Мурманской области Алексея Касаткина, непотрошенная рыба становится отличной питательной средой для размножения вредоносных микроорганизмов и гарантированно не пройдет ветеринарно-санитарную экспертизу. Кроме того, необезглавленную рыбу не готовы принимать рыбоперерабатывающие фабрики.

Кто виноват и что делать

– Я не понимаю одного: почему генерал Маслов направил свое письмо нам, а не в федеральный Минсельхоз или в межведомственную рабочую группу по контролю рыболовства, в которую входят представители ФСБ, Минсельхоза и Администрации Президента? – задается вопросом Валентин Балашов. – Ведь законодательный пробел был очевиден с самого начала.

Как разрешить эту коллизию, сегодня не понимает никто. Рыбаки готовы махнуть рукой на все, отозвать заявки на прибрежное рыболовство и перейти на промышленное. Правда, как выяснилось, правового механизма такого перехода не существует. По словам Валентина Балашова, на заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам 13 ноября заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук признал существование пробела в законе о рыболовстве. Он подчеркнул, что будет решаться вопрос создания механизма, позволяющего перезаявиться с прибрежного на промышленный лов.

Также представители рыбохозяйственной отрасли направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой помочь найти выход из тупика. Кроме того, рыбопромышленники возлагают надежды на правительственную комиссию по развитию рыбохозяйственного комплекса, очередное заседание которой состоится 26 ноября.

Прямая речь

Алексей Гузь, сотрудник ПУ ФСБ России по западному арктическому району:

– В настоящее время управлением расследуются два выявленных факта в области нарушений прибрежного рыболовства, о решениях по которым говорить преждевременно. Проблема прибрежного рыболовства в Северном рыбохозяйственном бассейне лежит в правовой плоскости. Пограничное управление реализует контрольные функции. Вопросы организации рыболовства для выхода из сложившейся ситуации являются прерогативой иных органов исполнительной власти.

Дмитрий Филиппов, заместитель губернатора Мурманской области:

– Мы понимаем, что сегодня существует пробел в действующем законодательстве. Эти упущения надо очень оперативно исправлять на федеральном уровне. Мы работаем над этим и уже отправили свои формулировки и в Росрыболовство, и в Совет Федерации. В комитете Госдумы уже прорабатывается новый законопроект.

 
 Статьи по теме 
02.12.2020Рыбакам-прибрежникам разрешат обработку уловов на судах (Российская газета)
18.11.2020Прибрежный промысел в Северном бассейне оказался на грани остановки (Российская газета)
28.10.2020Региональный общепит подстраивается под ограничения в связи с пандемией (Российская газета)
21.10.2020Определены пять инвесторов-резидентов Арктической зоны (Агентство социальной информации)
14.10.2020На потери в сетях водоснабжения предложили ввести норматив (Российская газета)
09.10.2020Проект туркластера "Порт Лиинахамари" стал резидентом Арктической зоны (Интерфакс)
07.10.2020Мурманская область ожидает в новогодние каникулы наплыва российских туристов (Интерфакс)
23.09.2020В России снижается объем переработки рыбы (Российская газета)
11.09.2020В Мурманской области рыбакам-любителям разрешат продавать рыбу (Российская газета)
09.09.2020Горняки Мурманской области удостоены благодарности президента (FlashNord)
08.09.2020В Мурманской области построят новый морской терминал (РИА "Новости")
02.09.2020Центр полярного семеноводства возродят в Мурманской области (Российская газета)
12.08.2020В Мурманской области начнут контролировать туристов (Российская газета)
05.08.2020Арктическим инвесторам станет проще получить поддержку (Российская газета)
31.07.2020Бизнес в Арктике ждут новые льготы (Российская газета)
25.07.2020"Норникель" привлекает бизнес для запуска новых проектов в Никеле (Интерфакс)
23.07.2020Мурманская область готова к росту турпотока (РИА "Новости")
21.07.2020РЖД прорабатывают вопрос создания зернового терминала в порту Мурманска (Интерфакс)
15.07.2020В Заполярье ужесточат требования к перевозчикам (Российская газета)
11.07.2020Мурманские рыбаки строят 22 новых судна и 8 перерабатывающих фабрик (Интерфакс)
08.07.2020В Арктике началось создание Северного морского транзитного коридора (ТАСС)
02.07.2020Мурманская область продлила меры поддержки МСП до 31 июля (Интерфакс)
17.06.2020На Кольском полуострове растет спрос на экотуризм и семейные путешествия (Российская газета)
16.06.2020Туроператоры ожидают разрешения на работу после пандемии (Интерфакс)
04.06.2020В Мурманской области создана территория опережающего развития (Российская газета)
02.06.2020Поезда "ЕвроХима" с рудой для Китая застряли из-за обрушения моста под Мурманском (Интерфакс)
28.05.2020Документы для расширения границ ТОР "Столица Арктики" поданы в Минвостокразвития (Интерфакс)
21.05.2020Состоялась презентация концепции развития Печенгского района (ТАСС)
15.05.2020Стартовал отбор инвесторов для проектов в Заполярье (Российская газета)
14.05.2020Чибис прогнозирует рост интереса инвесторов к Мурманской области (ТАСС)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
123456789101112131415...

 
 
Copyright © 1999 — 2020
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru