26 апреля 2005 г. 08:36
В финалисты конкурса инновационных разработок вышли гимназия № 1 г. Мурманска и специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Оленегорска. Оленегорск привез также экспозицию детского сада № 13. Мурманчане также провели ряд семинаров, на которых рассказали о четырех проектах охраны детства, осуществляемых ими с 2000 года при поддержке стран Северной Европы.
В рамках сотрудничества с норвежскими специалистами – Представительством гуманитарного фонда "SOS – Детские деревни, Норвегия" – в 2003 году в г. Мончегорске начал работать Молодежный Центр для выпускников детских домов и школ-интернатов. Как рассказала мурманский координатор проекта Татьяна Стародубова, его главная задача – подготовить выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной и успешной жизни. По статистике, примерно у 8 из 10 таких ребят судьба после выхода из учебного заведения складывается неблагополучно – они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти себе работу и порождают так называемую "вторичную волну сиротства". Не умея сохранить собственную семью, сдают своих детей в те же детские дома, где воспитывались сами.
Проект Молодежного Центра направлен на преодоление этой проблемы. Для него выделено в городе небольшое общежитие с восемью комнатами, общей кухней и гостиной. Здесь позволено в течение трех – четырех лет проживать выпускникам школ – интернатов в возрасте от 16 до 21 года, а при необходимости и дольше. К каждой группе воспитанников из трех – четырех человек прикрепляется специально подготовленный педагог, который помогает ребятам разработать индивидуальный план развития, получить профессию и квартиру, благоустроить ее, устроиться на постоянную работу. Жить самостоятельно молодые люди начнут тогда, когда смогут взять на себя всю полноту ответственности за собственную жизнь.
Здесь же, в Мончегорске, вступил в действие и другой проект – по использованию Семейных групповых совещаний для социальной адаптации бывших воспитанников школ-интернатов. Подобная работа практикуется в наши дни во многих странах мира – в США, Норвегии, Финляндии, Польше, Голландии, Новой Зеландии. Если девушка или юноша столкнулись с серьезной проблемой, которую не могут решить самостоятельно, например, ждут внебрачного ребенка и не знают, как им лучше поступить, специалистами устраивается "семейная конференция", на которую приглашаются и сами молодые люди, и все заинтересованные в их судьбе лица. Задача проекта – сделать так, чтобы новорожденный не оказался в детском доме, воспитывался в семье, а его родители осознали всю ответственность за его будущее.
На семинаре – "Русский PRIDE – ресурсы и перспективы" мурманчане рассказали о базовой программе подготовки приемных родителей и специалистов семейных форм воспитания детей. Эта программа позаимствована у норвежских коллег, но уже адаптирована к использованию в России.
В нашей стране есть своя подобная программа. Но, по мнению мурманчан, она слишком теоретизирована. Отличие программы "PRIDE" в том, что в ней сильна практическая сторона обучения, а ее девиз – "Психологическое благополучие приемных родителей – основа психологического благополучия приемных детей".
Как рассказала посетителям выставки семейный психолог Марина Буняк, у воспитанников школ-интернатов нарушена одна из базовых жизненных ценностей – связь с биологической семьей, которая у обычного человека является стимулом для саморазвития, источником питания всех сил, необходимых для роста и становления личности. Поэтому 9 обучающих семинаров новой программы выстраиваются на постижении будущими приемными родителями пяти главных принципов, на которых в Голландии и в Норвегии уже много лет создаются и существуют все приемные семьи.
Как выстроить отношения приемного ребенка с его лишенными родительских прав отцом и матерью? Как защитить приемного ребенка, ведь его жизненный опыт зачастую весьма трагичен? Как работать с детьми с задержкой развития, преодолевая эту задержку? Как научить ребенка долговременным связям? Как научить его и научиться самому работать в команде – пока ребенок растет, ему приходится общаться с органами опеки города? Обучение на семинаре строится на воспоминаниях будущими приемными родителями своего детства и своего личного опыта выстраивания отношений с близкими.
Большим интересом пользовались на выставке развивающие и коррекционные игры детского сада № 13 г. Оленегорска. Придуманные воспитателями и директором этого дошкольного учреждения, Галиной Якуничевой, сделанные на основе дерева, эти игры нашли распространение уже более чем 50 регионах страны.
Особенность, например, деревянной азбуки в том, что на большие буквы, покрытые лаком, нанесены "подсказки" – картинки с изображением предметов, название которых начинается на эту же букву. Маленькие дети, трех-пяти лет, не любят неразрешимых задач. Если они трудны, невыполнимы, это может отбить охоту учить алфавит. Поэтому воспитатели и заложили в азбуку подсказку, о которой не сразу догадываются малыши. Так что над буквой надо еще немного "поломать" голову.
У деревянных досочек из набора с вынимающимися кружками часов таких подсказок целых три. Если ребенок вернул циферблат не в ту дощечку, ошибся, отвечая на вопрос, какой час суток на них изображен, на оплошность ему укажет картинка с сюжетом из жизни детского сада, время, отмеченное рядом, и эти самые деревянные "ушки". Ведь они все разные по своим размерам. Именно благодаря подсказкам ребята могут играть в развивающие игры детского сада сами, не привлекая к себе лишний раз внимание взрослых. Ребенку приятно, когда он самостоятельно находит свою ошибку и исправляет ее. Таким образом, в игру закладывается хороший педагогический принцип: ошибся – подумай еще раз, добейся сам правильного результата.
На этих же основах построена игра "Эволюция развития". На четырех тонких досочках – все этапы развития бабочки. Если ребенок ошибся в последовательности их расположения, он сам это заметит, ведь доски отличаются друг от друга своими размерами и цветом. А игра "Математическая шкатулка" может подготовить малыша к премудростям начальных классов. Она "рассказывает" о том, каков состав числа десять. Стоит только положить небольшие деревянные шарики на верхнюю полочку шкатулки, а потом выдернуть из-под нее "дно", – шарики тотчас проваливаются в два разных по цвету ящичка. Теперь вынимай шары да считай их.
Игры, придуманные воспитателями и директором тринадцатого детского сада Оленегорска, способны развивать и мелкую моторику руки ребенка, которая в свою очередь развивает его мозг, и его память, и логику. Всего же таких игр в их копилке творческого опыта – 48!
Так что северный край Мурманской области суров только с виду. В нем работает много людей с горячими сердцами. Своей творческой работой эти педагоги согревают жизни и своих питомцев.
Об этом сообщает пресс-центр Российского образовательного Форума.
20.06.2008 | В Мурманской области подведены итоги единого государственного экзамена в 2008 году (Murman.Ru) |
25.04.2008 | Успеют ли подготовить школы и сады к сентябрю? (Murman.Ru) |
25.04.2008 | К сдаче единого государственного экзамена будут готовить в "ресурсных центрах" (Murman.Ru) |
14.04.2008 | Депутаты Заполярного решают проблему с дошкольным образованием (Murman.Ru) |
07.03.2008 | В Мурманске появится первый интеллект-центр (ГТРК "Мурман") |
29.02.2008 | Прокуратура проверила деятельность филиалов вузов, работающих в Апатитах (Газета "Дважды Два") |
21.02.2008 | Юристы и экономисты должны иметь опыт работы, чтобы устроиться по специальности (Murman.Ru) |
04.02.2008 | Начался эксперимент по государственной поддержке образовательных кредитов (Murman.Ru) |
29.01.2008 | Профильное обучение: ученики в десятый класс будут не переходить, а поступать (Российская газета) |
14.11.2007 | Высшую и среднюю мореходки объединят? (Комсомольская ПРАВДА) |
01.11.2007 | В Мурманске открылась VII Международная конференция по комплексным исследованиям природы Шпицбергена (ГТРК "Мурман") |
25.10.2007 | В области увеличилось число студентов, обучающихся на платной основе (ГТРК "Мурман") |
24.10.2007 | Состоялось официальное подписание договора о сотрудничестве между ФГОУ ВПО "Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова" и ФГОУ ВПО "МГТУ" (Murman.Ru) |
12.10.2007 | Чиновники и педагоги обсудили механизм использования возможностей Интернета образовательными учреждениями (Murman.Ru) |
09.10.2007 | Закончился прием научных работ на ежегодный конкурс молодых ученых и специалистов Мурманской области (Murman.Ru) |
26.09.2007 | Делегация педагогических работников Мурманской области приняла участие в работе 2-го съезда Всероссийского педагогического собрания (Murman.Ru) |
26.09.2007 | Объединенная делегация руководства образования из Тромса и Мурманска с рабочим визитом в Москве (Murman.Ru) |
19.09.2007 | Мурманске открылась первая в Заполярье студенческая приемная (ГТРК "Мурман") |
29.08.2007 | Публичный отчет Комитета по образованию Мурманской области на Августовском всероссийском педсовет (Murman.Ru) |
14.08.2007 | С 16 августа МГТУ проводит дополнительное зачисление на морские специальности (REGNUM) |
13.08.2007 | В Мурманской области заканчивается приемная кампания в вузы (Murman.Ru) |
27.07.2007 | Будущие репортеры едут в Швецию (Вечерний Мурманск) |
20.06.2007 | Общественные организации могут принять участие в конкурсе проектов "Открытая школа" (Murman.Ru) |
18.06.2007 | Сегменты единой информационно-телекоммуникационной системы получили широкое отражение в образовательном процессе в УВД области (Murman.Ru) |
07.06.2007 | В Мурманске состоялся областной семинар, посвященный проблеме трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования (ГТРК "Мурман") |
06.06.2007 | 68% выпускников школ Мурманской области сдали ЕГЭ по русскому языку на хорошо и отлично (Murman.Ru) |
25.05.2007 | Мурманскую систему образования ждут большие перемены (Вести.Ru) |
23.05.2007 | Все мурманские учебные заведения будут принимать выпускников по результатам ЕГЭ (REGNUM) |
18.05.2007 | Мурманский строительный колледж проведет свой первый День открытых дверей (Вечерний Мурманск) |
13.04.2007 | 10 тыс. выпускников Мурманской области приняли участие в пробном ЕГЭ (REGNUM) |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|