29 августа 2012 г. 13:45
РИА "Новости"
ВМФ России завершил в субботу очередные совместные учения с участием ВМС стран НАТО: "Северный орел-2012". Трехдневные маневры, насыщенные отработкой боевых и гуманитарных операций, проходили в Норвежском и Баренцевом морях.
Учения эти оказались достаточно интересными и сами по себе, но в данном случае наибольший интерес представляет тенденция: совместные маневры России и НАТО проводятся все чаще.
Северный орел: за пределами релиза
Можно отметить и еще одну тенденцию: совместные учения России и НАТО содержат все больше "боевых" элементов, отходя от традиционного для раннего периода взаимоотношений сосредоточения на гуманитарных операциях. "Орел двадцать-двенадцать" не стал исключением. Маневры вышли насыщенными и куда более интересными, чем это можно узнать из сухих строчек официального пресс-релиза.
Гуманитарная составляющая никуда не делась – значительное внимание было уделено спасательным операциям, и здесь российские моряки стали лучшими.
Поисково-спасательный вертолет Ка-27 с БПК (большого противолодочного корабля) "Адмирал Чабаненко" взлетел первым, и первым же обнаружил плоты и манекены, плавающие в воде. При этом учения проводились в обстановке, близкой к реальной – норвежцы, сбрасывавшие манекены, не предупреждали о точном времени и районе поисков заранее.
По словам участников, поиски осложнялись большим количеством "ложных целей" – маневры проходили в районе интенсивного рыболовного промысла, и поверхность моря была усеяна буйками рыбачьих сетей.
"Чабаненко" отлично проявил себя и в других эпизодах, что неудивительно. За последний год корабль под командованием капитана I ранга Станислава Варика прошел более 40 тысяч миль, став самым "ходовым" кораблем ВМФ России. Участие в предшествовавших международных учениях – ФРУКУС-2011 и Помор-2012, а также в маневрах ВМФ России, позволили экипажу "сплаваться", облегчив подготовку.
Совместно с норвежским кораблем береговой обороны "Нордкап", "Чабаненко" утопил плавающую мишень. При этом американский эсминец "Фаррагут" в стрельбах не участвовал – по имеющейся информации, его 127-миллиметровая "универсалка" сломалась в самом начале стрельб. Потом пушку починили, и американцы "отстрелялись" по индивидуальной программе.
Свою выучку демонстрировали не только российские моряки, но и пилоты. Изображавшие "воздушного противника" палубные истребители Су-33 выходили на корабли на трансзвуковых скоростях и сверхмалых высотах – около 20 метров, что сильно затрудняло их своевременное обнаружение.
Через некоторое время по просьбе американской стороны, мотивированной заботой о безопасности полетов, высота была увеличена до 50 метров. Со стороны НАТО атаки с воздуха отрабатывали F-16 норвежских королевских ВВС – они продемонстрировали эффектный пилотаж, но опускаться на сверхмалые высоты не рискнули.
Помимо истребителей, с обеих сторон в воздух поднимались и противолодочные самолеты: норвежские P-3 Orion американской постройки и несколько более крупные, но очень похожие на своих НАТОвских "визави" российские Ил-38.
Маневры для себя
Помимо "Северного орла", российский флот участвовал и в других совместных маневрах, среди которых особое место занимает тихоокеанский RIMPAC-2012, состоявшийся в июне-июле 2012.
В этих крупнейших на планете военно-морских учениях российский флот участвовал впервые. "Римпаки" проводятся с 1970-х годов, и некогда они были основным экзаменом для флотов стран АТР во главе с США, на котором проверялась их готовность противостоять советскому тихоокеанскому флоту.
Сегодня основного противника на этих учениях никто не называет прямо, но по подбору участников он очевиден: в маневрах задействованы практически все страны АТР, кроме Китая и его ближайших клиентов – КНДР и Пакистана.
При этом весной 2012 года на Тихом океане прошли совместные российско-китайские маневры, также весьма насыщенные боевыми эпизодами, но принять участие в RIMPAC России это не помешало.
География совместных военных мероприятий с российским участием сегодня широка как никогда. "Континентальные" маневры ОДКБ, морские и сухопутные учения с Индией, совместные маневры на суше, в море и в воздухе с Китаем, совместные маневры во всех средах с США – вплоть до обмена визитами спецподразделений, и множество других мероприятий.
Делать выводы по одному из этих учений или даже по их серии о направлении политических интересов России – вряд ли осмысленно. Но можно констатировать, что Россия сегодня находится в довольно выгодном положении. Не будучи связана блоковыми обязательствами ни с кем из крупнейших игроков – ни с США, ни с Китаем, Россия сумела, хоть и не без проблем, выстроить собственный военно-политический блок, участники которого кровно заинтересованы в добрососедских отношениях и реальном сотрудничестве с Москвой.
За пределами ОДКБ Россия стремится сохранить свободу рук, не связывая свои действия с интересами какой-либо из сторон.
Метроном российского флота
"Одна реформа, вторая, третья … их уже много было, но результата не видно. Сегодня решается наша судьба – если текущая реформа не даст нужных изменений, реформировать дальше будет нечего", – такую, или примерно такую оценку положения флота можно услышать от многих действующих и отставных офицеров.
Одна из главных проблем – стареющий корабельный состав. Один из самых современных кораблей Северного флота, "Адмирал Чабаненко" уже перешагнул 16-летний рубеж со дня ввода в строй, а большая часть базирующихся в Североморске кораблей построена еще в советское время.
Будут или нет строиться для ВМФ России новые авианосцы – вопрос гадательный, но сейчас флоту нужна "основа" – большое количество многоцелевых кораблей дальней морской и океанской зоны с современным ракетным вооружением. Корветы, строительство которых постепенно раскручивается, годятся для Балтики и Черного моря, возможно – для достаточно ограниченных театров Средиземного и Японского морей. Но океанские просторы Севера и Дальнего Востока требуют ускоренного строительства более крупных кораблей.
Строящиеся сегодня фрегаты нового поколения проекта 22350, водоизмещением около 4500 тонн и с разнообразным вооружением, предназначенные именно для Северного флота в первую очередь, способны во многом заменить более крупные эсминцы и БПК советской постройки.
Однако, уверенный контроль над океанским пространством может дать только современный эсминец водоизмещением около десяти (возможно – и более) тысяч тонн, с солидным арсеналом в универсальных пусковых установках.
Подобные корабли сегодня составляют основу надводного флота США и Японии, и строятся в ряде других стран. Россия пока что к строительству новых эсминцев не приступала – первоначально запланированная на 2010-2011 годы закладка головного корабля сегодня сдвинута на 2013-2014 годы.
Предполагается, что к этому моменту значительная часть оборудования будет испытана на кораблях классов корвет/фрегат новой постройки, что ускорит сроки строительства эсминца. Предполагается, что первая серия будет насчитывать шесть кораблей. С учетом необходимости поддерживать присутствие на двух удаленных друг от друга океанских ТВД, ВМФ России нуждается как минимум в 12-16 кораблях такого класса.
Другой проблемой является качество подготовки личного состава. Сокращенный до года срок службы по призыву приводит к тому, что матросы увольняются в запас немедленно после освоения своей специальности, и цикл приходится повторять.
Общее мнение офицеров флота сводится к тому, что плавсостав должен набираться исключительно из добровольцев по контракту, тем более, что с повышением доходов военнослужащих растет число желающих "встать в ряды". Представляется, что с учетом относительной немногочисленности ВМФ России задача полного перевода плавсостава ВМФ "на контракт" может быть решена без фатальной перегрузки бюджета.
Тем временем, пока в Москве и Санкт-Петербурге размышляют над дальнейшими путями развития флота, корабли ВМФ готовятся к крупным осенним маневрам, которые завершат "летний учебный период". Когда на Северном флоте появятся новые корабли в достаточном количестве – сказать пока сложно. Но людей для них готовят уже сейчас.
14.04.2021 | Северный флот усилят под водой и подкрепят береговой инфраструктурой (Российская газета) |
23.12.2020 | Северный флот России приравняли к военному округу (Российская газета) |
08.06.2020 | Новый военный округ появится в России (Российская газета) |
02.04.2020 | В местах базирования Северного флота ужесточают меры против СОVID-19 (Российская газета) |
16.12.2019 | "Адмирал Кузнецов" унес еще две жизни (Новая газета) |
13.12.2019 | "Адмирал Кузнецов" погорел в ремонте (КоммерсантЪ) |
13.12.2019 | При тушении пожара на "Адмирале Кузнецове" погиб военный (Интерфакс) |
08.08.2019 | Северный флот сделают "пятым военным округом" России (Российская газета) |
04.07.2019 | Минобороны опубликовало имена погибших в Баренцевом море подводников (Российская газета) |
03.07.2019 | 14 моряков погибли из-за пожара на подлодке в Баренцевом море (Meduza) |
03.07.2019 | В Североморске произошел пожар на атомной подводной станции (Meduza) |
05.04.2019 | Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" может быть списан (Известия) |
15.02.2017 | Срочников больше не будут призывать на Северный флот (Известия) |
01.06.2015 | Северный флот отмечает 82-ю годовщину со дня образования (РИА "Новости") |
12.01.2015 | Северный флот получил ЗРК С-400 "Триумф" (Российская газета) |
19.12.2014 | Атомную подлодку "Екатеринбург" передали Северному флоту (Российская газета) |
01.12.2014 | В Баренцевом море успешно запустили ракету "Булава" (Российская газета) |
26.11.2014 | Северный флот перейдет в ведение Арктического командования с 1 декабря (Российская газета) |
11.09.2014 | Российские подлодки повторят стрельбы ракетой "Булава" (РБК) |
07.08.2014 | На Северном флоте мат искоренят с помощью лекций (Российская газета) |
29.07.2014 | АПЛ "Екатеринбург" восстановили после пожара (Российская газета) |
28.07.2014 | Северный флот России ожидает серьезное обновление (РИА "Новости") |
17.04.2014 | Северный флот готовится к приему новых подлодок (Российская газета) |
28.02.2014 | Северный флот начал активную фазу учений в Баренцевом море (Взгляд) |
27.01.2014 | Атомная подлодка спасла трех рыбаков в Баренцевом море (РИА "Новости") |
09.01.2014 | Северный флот осваивает новые истребители (Российская газета) |
30.12.2013 | АПЛ "Смоленск" вернулась на Северный флот после ремонта (ИТАР-ТАСС) |
18.12.2013 | Сергей Шойгу лично поставит "Юрия Долгорукого" в Гаджиево (Известия) |
18.12.2013 | Палубная авиация СФ отработает навыки в Атлантике и Средиземноморье (РИА "Новости") |
13.12.2013 | Ремонт горевшей АПЛ "Екатеринбург" подешевел (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|