Памяти экипажа атомной подводной лодки
K-141 "Курск"


Действительно ли торпеда потопила "Курск"?

На фоне продолжающихся спекуляций по поводу причин аварии пл "Курск" Ричард Скотт рассматривает возможные варианты развития событий при взрыве в торпедном отсеке.

На прошлой неделе норвежские и британские водолазы подтвердили, что пл "Курск" класса "Оскар II" (Антей Т949А) была полностью заполнена водой, что окончательно развеяло надежды на спасение кого-либо из членов экипажа. Сейсмологи в Норвегии зафиксировали два взрыва во время аварии "Курска" 12 августа. В последствии видеосъемка лодки на глубине 100 метров показала значительные повреждения корпуса от носовой части до кормы.

В настоящее время рассматриваются планы подъема затонувшей подводной лодки и извлечения останков 118 членов экипажа. Это может предоставить новые свидетельства о причинах потери "Курска". Но в текущий момент спекуляции продолжаются. Некоторые официальные российские лица продолжают настаивать на том, что столкновение явилось причиной неожиданного и значительного повреждения, в частности, один из высокопоставленных офицеров Северного флота обвиняет в катастрофе британскую АПЛ.

Однако один опытный специалист по торпедному оружию разоблачает версию о столкновении. Он сообщает "Джейнс дифенс Уикли", что по данным прессы, повреждения были слишком значительными. Учитывая прочность конструкции корпуса, нанесение таких повреждений "Курску" является маловероятным. Корабли проекта 949А имеют значительное количество оборудования и вооружения вне корпуса, которое приняло бы на себя значительную часть энергии удара до того, как удару подвергся прочный корпус российского корабля.

Наиболее вероятным объяснением аварии остается вариант, связанный с обычным оружием, включая возгорание торпедного топлива и детонацию одной и более боеголовок

Недавно на страницах российского журнала "Военный Парад" директор российского КБ "Гидроприбор" прокомментировал факт замены торпед старого поколения на российских пл современными торпедами двойного назначения (УГСТ), имеющими большую дальность и работающими на жидком однокомпонентном топливе. В прошлом русские пл имели как торпеды с перикисноводородным топливом, так и торпеды с батареями большой емкости и топливом на кислороде высокого давления.

"Оба типа торпед имеют свои проблемы, однако, многолетний опыт использования старых систем показывает, что наибольший риск представляет применение более новых торпед"

Как свидетельствует большинство сообщений СМИ, на борту "Курска" были именно новейшие торпеды УГСТ. По сообщению прессы, во время учебных стрельб предварительно могли производиться обслуживание и погрузка.

Обычно во время учений торпеды используются без боевых частей, но подводные лодки боевого состава могут иметь определенное количество боевого оружия на борту, которое расположено близко к месту проведения операций по обслуживанию. Из того же источники следует, что предварительный анализ имеющихся свидетельств предполагает следующую последовательность событий, которые привели к потере "Курска".

Во время обслуживания и проведения стрельб образовались утечки торпедного топлива и оно оказалось в торпедном отсеке. Если так, то моряки должны были начать бороться с утечками. Перед тем, как топливо начали убирать, инструмент или другой предмет воздействовал на топливо или произвел искру.

Топливо возгорелось и вызвало возгорание остатков топлива в баке (первый взрыв, обнаруженный норвежцами), которое горело некоторое время и в результате чего сдетонировала одна или более боевых частей торпед, находящихся в торпедном отсеке (второй взрыв).

Подводная лодка, сконструирована таким образом, чтобы противостоять воздействию снаружи, но не взрыву одной или нескольких боевых частей внутри корабля. Именно такой взрыв мог привести к разрушению двух отсеков (включая центральный пост) с гибелью всех находившихся там людей, потере плавучести и управления действием балластных цистерн передней части корабля.

Вероятно, лодка затонула очень быстро. Аварийные системы всплытия, возможно, были повреждены и не позволили кормовым балластным цистернам заполниться для обеспечения некоторой плавучести и возможности всплывать.

Специалист по торпедному оружию также поднимает вопрос о составе однокомпонентного топлива: "В однокомпонентном топливе ингредиент, включающий энергетический азотный эфир может быть нестабильным и иметь низкую точку горения и сопротивление воздействию. Для предотвращения данной проблемы необходимы стабилизаторы. Например, западные страны использовали ОТТО II в торпедах в течение десятилетий довольно безопасно и без инцидентов."

"Возможность возгорания данного топлива очень маловероятна благодаря стабилизирующему компоненту, добавляемому в топливо во время его производства. Очень трудно поджечь топливо ОТТО благодаря высокой точке горения (это также сокращает выделяемую энергию и используется в целях безопасности и обеспечения стабильности в течение длительного времени)".

Поэтому, что могло вызвать протечку топлива? Существует несколько возможных причин:

В результате огонь от какого угодно источника будет гореть продолжительное время и плохо поддаваться тушению. По сообщению высокопоставленных официальных лиц журналу "Джейнс дифенс уикли", экипаж лодки мог попытаться потушить огонь, однако дым мог оказать воздействие на личный состав торпедного отсека до того, как он воспользовался дыхательными устройствами и приступил к тушению огня.

Взрывчатое вещество, использующееся в российских головных частях, не может выдерживать нагрев большого пожара более чем несколько минут, не сдетонировав.

Второй, но менее вероятной причиной пожара является твердотопливный ракетный двигатель суперкавитационной торпеды ВА 111 "Шквал". Запальное устройство, используемое для запуска ракетного двигателя чувствительно к воздействию статического электричества.

Обычное обслуживание этих двигателей требует очень специфичного порядка действий для предотвращения запуска. Если неопытный матрос сделал ошибку во время погрузки торпед, то ракетный двигатель мог воспламениться в торпедном аппарате или отсеке. По всей вероятности, это могло произойти в том момент, когда торпеда находится почти полностью в торпедном аппарате и подсоединяются кабели.

Статический разряд или напряжение в кабеле вызвало возгорание ракетного двигателя, при этом пламя и выхлоп попали в торпедный отсек.

Наверняка, это мгновенно вызвало гибель всего личного состава, находившегося поблизости, если не во всем отсеке, инициировало пожар других торпед и топлива, возможно, топливных баков.

До тех пор, пока нет свободного доступа к подводной лодке, все версии и объяснения остаются спекулятивными. Как только и если появятся фактические данные, вышеприведенные объяснения могут быть изменены, подтверждены или опровергнуты.

Ричард Скоот, военно-морской редактор журнала "Джейнс дефенс Уикли"

назад


     По всем вопросам обращаться:
E-mail: kurskmem@murman.ru