9 февраля 2016 г. 07:43
РИА "Новости"
В начале августа 2015 года Россия подала в ООН частично пересмотренное Представление в отношении континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане.
Это научно обоснованная заявка государства на увеличение площади шельфа на один миллион 191 тысячу квадратных километров внутри условного треугольника Мурманск – Северный полюс – Чукотка. Ожидаемый в этом случае прирост потенциальных запасов углеводородного сырья составляет почти пять миллиардов тонн условного топлива.
Шельф (англ. Shelf – полка) – мелководная окраина материка, ограниченная с внешней стороны перегибом дна, после которого глубина начинает резко расти вдоль материкового склона к океанскому ложу.
Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра "на всем протяжении естественного продолжения" под водой сухопутной территории государства вплоть до внешней границы окраины материка, включая материковый склон.
Прибрежное государство всегда может предъявить свои права на шельф в пределах 200 морских миль от берега. При определенных условиях граница шельфа проходит не далее 350 миль. Но это ограничение не применяется к подводным возвышенностям, если они признаны "естественными компонентами" окраины материка.
20 декабря 2001 года Россия подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа за пределы 200-мильной зоны – право включения в континентальный шельф подводных пространств у северного побережья (прилежащего к Северному Ледовитому океану) и восточного побережья (прилежащего к Тихому океану).
Основанием стало утверждение о том, что подводный хребет Ломоносова, протянувшийся от Новосибирских островов через Северный полюс в сторону Канады и Гренландии, а также расположенное восточнее поднятие Менделеева являются продолжением евразийского материка и, следовательно, не подпадают под 350-мильный лимит.
В июне 2002 года заявка была рассмотрена и отклонена с указанием на недостаточную детализацию карт рельефа дна и обоснованность континентальной природы упомянутых поднятий, их связи с шельфом Сибири.
Нынешняя частично пересмотренная заявка России подкрепляется результатами комплексных геолого-геофизических исследований, проведенных в арктической акватории в течение 10 лет, в том числе, в рамках полномасштабных экспедиций с привлечением ледоколов и специализированных научно-исследовательских судов.
Подготовкой заявки занималось министерство природных ресурсов и экологии, которое для научного обоснования заявки в 2010 году привлекло Российскую академию наук. Под руководством вице-президента РАН Николая Лаверова был сформирован временный творческий коллектив из наиболее известных ученых геологов и геофизиков, занимающихся проблемами Арктики, работающих в ведущих профильных институтах РАН.
Для изучения шельфа Северного Ледовитого океана мае-сентябре 2007 года была организована российская полярная экспедиция "Арктика-2007". Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ. Результаты экспедиции в Арктику легли в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.
В октябре 2014 года с возвращением из Арктики научного судна "Академик Федоров" было объявлено о завершении всех запланированных работ для формирования заявки в ООН на расширение Арктического шельфа.
Полученные данные позволили понять состав и структуру основных элементов морского дна и впервые построить физическую модель геологической эволюции Арктики.
Район дна, рассматриваемый в обновленной заявке, охватывает шельф российских арктических окраинных морей и приполюсную часть океанического бассейна в составе комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий. В него входят хребет Ломоносова, котловина Подводников, поднятие Менделеева, Чукотская котловина и Чукотское поднятие. Заявка исходит из научного понимания того, что составные части этого комплекса относятся к подводным возвышенностям, являющимся естественными компонентами материковой окраины. Упомянутые хребты и котловины – это единый блок континентальной, а не океанической земной коры, который претерпевал смещения, но никогда не отрывался от Евразии.
В обновленной заявке России также указано на наличие неурегулированных вопросов делимитации морских пространств с Данией и с Канадой. Поданная в декабре 2014 года заявка Дании на шельф к северу от Гренландии существенно перекрывает районы, включенные в заявку России. В частности, это касается приполюсного района и части хребта Ломоносова. Находящаяся в работе заявка Канады тоже может касаться районов, включенных в заявку РФ (поднятие Менделеева).
Арктические государства, учитывая, что заявки будут "накладываться" одна на другую, в 2008 году провели встречу в городе Илулиссат в Гренландии на уровне министров иностранных дел, где была принята декларация, в которой государства обязались решать подобные вопросы в духе доброй воли, компромиссов и на основе двусторонних переговоров.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|