20 декабря 2019 г. 08:03
Российская газета
В ближайший месяц в Государственную Думу будет представлен проект закона "О господдержке предпринимательства в Арктической зоне", сообщил депутат Владимир Пушкарев. По его словам, законопроект, подготовленный весной, претерпел значительные изменения. В частности, в нем идет речь о расширении числа экспортеров газа, которое сегодня ограничено тремя госкорпорациями – Газпромом, "Новатэком" и "Роснефтью". Данное предложение в замечаниях к законопроекту сделал заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин.
Предлагаемые льготы, безусловно, значительно повысят объем экспорта газа, отмечают эксперты. Однако, по их мнению, это может произойти в ущерб потребностям российских потребителей газа. В Арктической зоне сохраняется серьезный дисбаланс в финансировании добычи углеводородов и развития внутреннего комплекса их транспортировки и использования, отмечает Александр Биев, старший научный сотрудник отдела регионального и муниципального управления на севере РФ Института экономических проблем КНЦ РАН.
По его данным, до 2025 года на транспортно-энергетические инвестиционные проекты в Арктической зоне РФ (АЗРФ)предполагается потратить колоссальные средства – более 3,6 триллиона рублей. Но если в строительство промышленных объектов переработки предполагается вложить 45 процентов от этой суммы, то планируемые затраты на строительство и реконструкцию объектов газотранспортных систем, газификацию жилого фонда и промышленных предприятий составляют 10,2 процента, в строительство новых объектов энергоснабжения – 1,1 процента, а в реконструкцию региональных объектов топливно-энергетического комплекса – только 0,1 процента.
Общий портфель целевых инвестпроектов, направленных на развитие газотранспортных систем в АЗРФ, составляет чуть более 367 миллиардов рублей. Доля, приходящаяся в этих расходах на газификацию арктических муниципальных районов и их коммунальных объектов, оценивается в 5,5 миллиарда рублей. Президент Российского газового общества Павел Завальный напомнил, что сейчас за газификацию отвечают регионы, а в их бюджетах не предусмотрены серьезные траты на эти цели, и нет возможности повысить тариф на газ для населения.
При этом объекты ТЭК арктических регионов сильно изношены. По данным Ассоциации производителей трубопроводных систем, в отдельных муниципалитетах износ котельных и сетей составляет 70-80 процентов.
– Доля социально значимых инвестиций в Арктике остается очень низкой, отмечает Александр Биев, – Можно сделать вывод, что базовые цели реализации арктических "мегапроектов" изначально не были ориентированы на решение вопросов локального и муниципального энергообеспечения.
Однако эксперты делают вывод, что положительные сдвиги в этой сфере все же есть. В качестве примера Александр Биев приводит создание плавучей атомной теплоэлектростанции "Академик Ломоносов", которая будет снабжать теплом и электроэнергией город Певек на Чукотке. Кроме того, по некоторым налоговым льготам для газовиков установлены критерии, согласно которым преференции получат те, кто не только гонит газ на экспорт, но и направляет его часть на внутренний рынок. Согласно законопроекту, предполагается ввести для газодобывающих компаний нулевую ставку налога на добычу газа на шельфе в течение 12 лет, сообщил в ходе международного форума "Арктика: настоящее и будущее" заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков. Эта льгота коснется предприятий, которые ведут добычу газа с целью его глубокой переработки и развития российской газохимической отрасли. Также по нулевой ставке в течение 12 лет будут облагаться новые проекты по добыче в восточной части Арктики. Далее, с 13-го по 17-й год добычи, ставка будет постепенно повышаться. Кроме того, предусмотрены налоговые льготы для недобычного сектора. Для любых инвесторов, готовых вложить хотя бы 10 миллионов рублей в течение пяти лет в арктическое производство, предполагается на 10 лет обнулить федеральную часть налога на прибыль и ввести льготную ставку по страховым взносам. Кроме того, арктические регионы получат право снижать ставку региональных налогов до нуля, делая свои территории более привлекательными для инвесторов.
– Безусловно, дисбаланс в финансировании арктических проектов существует, – считает Михаил Григорьев, член рабочих групп "Социально-экономическое развитие", "Обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов" и Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. – Однако здесь не все так просто. Губернатор или мэр не могут просто потребовать: "Дайте нам газ!" Для этого необходимо иметь проекты газификации территорий и представление о потребностях региона или муниципалитета в газе. Инвесторы не захотят работать себе в убыток, их нужно убедить. Далеко не во всех арктических регионах эта работа выполнена.
По его словам, ранее Заполярье запрашивало для себя около пяти миллиардов кубометров газа ежегодно. Но тогда говорили о прокладке по территории региона газовой трубы. Сейчас речь идет о газификации региона за счет поставок сжиженного природного газа, для чего требуются иные технологии. Например, чтобы газифицировать Мурманск с помощью сжиженного газа, необходимо решить, где в мурманском порту смогут швартоваться газовозы.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|