понедельник, 5 августа 2002

10:09 |
Источник: Мурманские рыбные ресурсы |
Корреспондент "Murfish.Ru" по горячим следам совещания о перспективах развития Печенгского района Мурманской области взял интервью у одного из его участников – заместителя генерального директора фирмы "Гиганте-Печенга" Сергея Бородина.
"Уже 10 лет идея так называемого Северного порта ходит в умах общественности, но остается в стадии идеи, - заявил заместитель гендиректора "Гиганте-Печенга". - Как такового проекта еще не существует, только лишь год назад сформирована некая декларация - строить порт в Печенгской губе и нефтеперабатывающий комплекс в Девкиной заводи. И совершенно ясно, почему это происходит.
Москве по большому счету это не нужно. Уже построен терминал в Балтийске, есть трубопроводы. Зачем выдумывать что-то на низком местном уровне – непонятно. Этот порт задумывается изначально для поставки нефти в США, он абсолютно не рассчитан на Россию. Предприятия, которые собираются строить, – не мурманские, то есть область от этого также ничего не получит.
На взгляд всех здравомыслящих людей, в том числе из Мурманского торгового порта, строительство нового порта приведет к тому, что прокинут еще 36 км трассы до порта "Киркенес", и произойдет потеря объема перевозок мурманским портом. А это значит, область потеряет еще большее количество доходов, соответственно, не в том объеме будут решаться социальные вопросы. Кроме того, если, не дай Бог, проект состоится, морской промысел рыбы и рыборазводная деятельность понесут непоправимый урон. Построить нефтегазовый монстр – это значит "убить" один из самых чистых регионов России. Нефтепродукты будут перегружать с борта на борт 5-6 раз, а это всегда вызовет загрязнение воды.
Кроме нас на совещании захватническим планам нефтяников возражала администрация Печенгского района. Были представители из КУГИ, которые тоже напрямую заинтересованы в том, что кушать мы будем рыбу, а не нефть. Непонятна позиция Мурманрыбвода. Когда мы начинали работу по развитию проекта выращивания семги, он возражал, потому что разведение семги губительно сказывается на популяции дикой рыбы. А по нефтепродуктам согласовали заявку с предоставлением гарантий оплаты экологического ущерба. Но в этом случае семги точно не будет больше. Если нефтегазодобытчики заплатят мизерные по нашему законодательству деньги за причиненный экологический ущерб, семги также не прибавится.
Ученые из ММБИ разрабатывают экологические программы нефтепромыслов, они также напрямую заинтересованы в том, чтобы Штокмановское месторождение и все другие, помельче, скорее были введены в строй. Российские экологи-общественники отмалчиваются. Так что бой за выход бизнеса к морю только-только начинается. Здесь мы имеем перевес сил, поскольку уже есть подготовленные и утвержденные программы развития рыбоводства в Печенгской губе".