2 февраля 2022 г. 05:25
Российская газета
Для населенных пунктов Российской Арктики создан единый дизайн-код. Об этом сообщил заместитель директора по вопросам регионального развития информационно-аналитического центра Госкомиссии по вопросам развития Арктики Максим Данькин.
Как отмечается в предисловии к дизайн-коду, необходимость в нем возникла потому, что в федеральных документах, касающихся вопросов благоустройства, северная специфика до сих пор остается неучтенной. То же самое можно сказать о муниципалитетах. В их нормативно-правовой базе не было и нет инструментов, позволяющих делать визуальный облик городов и поселков по-настоящему привлекательным. Результатом стало то, что 42 процента жителей регионов Арктической зоны России намереваются уехать с Севера, называя в качестве одной из ключевых причин неудовлетворенность качеством городской среды. Об этом заявили эксперты на конференции, организованной Агентством стратегических инициатив (АСИ) на международном форуме в Санкт-Петербурге "Арктика: настоящее и будущее" в декабре 2021 года.
Объемистая книга (417 страниц) представляет собой сборник стандартов и правил, в которых говорится о том, как нужно оформлять и благоустраивать пространство городов и поселков за полярным кругом. Для жилых домов в высоких широтах дизайн-код предусматривает форточки для микропроветривания, размещаемые на окнах приставные короба, в которых зимой можно хранить продукты, приставные входные тамбуры, крытые галереи. Отдельное внимание уделено вопросам освещения и цвета зданий с учетом природного облика и климата Севера. Особого внимания требует планировка территории северных городов, которая должна максимально облегчать уборку снега после сильных метелей и снегопадов.
Дизайн-код содержит структурированную дорожную карту действий для муниципальных властей. Методика внедрения описывает механизмы, позволяющие вовлекать жителей и представителей бизнеса в процесс преобразования городской среды, здесь же можно найти пошаговые рекомендации для предпринимателей.
– Дизайн код не содержит обязательных требований, – отметила Зоя Желнина, заведующая кафедрой сервиса и туризма Мурманского арктического государственного университета. – Это "методичка", результат работы творческих коллективов, которые стремятся что-то предложить. Чтобы он стал документом, необходимо, чтобы муниципальные власти его рассмотрели и на основе этого приняли постановление: при строительстве в данном городе руководствоваться данным дизайн-кодом и согласовывать эти решения с населением в рамках такой-то процедуры.
По мнению эксперта, вряд ли можно ожидать, что муниципалитеты станут охотно принимать такие постановления. Требования дизайн-кода необходимо кому-то выполнять. Например, необходимо будет проанализировать, не портят ли рекламные вывески внешнего облика города. Затем начинать долгую и не слишком приятную работу с предпринимательским сообществом. Кроме того, это потребует немалых денег. Затраты на благоустройство арктических городов согласно новому дизайн-коду могут составлять миллионы, а то и десятки миллионов рублей.
– Допустим, все это сделано, выделены определенные средства. Но как долго продержатся эти арктически благоустроительные новшества? Должен быть механизм строительного контроля и санкций за некачественное выполнение работ, а это длинная история, – добавляет Зоя Желнина. – И тем не менее очень хорошо, что этим вопросом стали заниматься. Здесь огромную роль играет политическая воля. Когда она выражена вполне ясно и определенно, дело начинает двигаться вперед. И очень важно не заниматься кампанейщиной, а вести постепенную и плановую работу, разъясняя населению необходимость благоустройства, вовлекая его в этот процесс. И тогда изменение облика северных городов жители обязательно оценят по достоинству.
Создание дизайн-кода велось в рамках работы над "Арктическим стандартом" – главным руководством по благоустройству территории и строительству в городах Крайнего Севера, работа над которым стартовала в конце 2020 года. Стандарт включает в себя еще один подпроект – базу данных по лучшим практикам развития и благоустройства арктической среды. Она будет представлять собой онлайн-платформу, предлагающую актуальные наработки в сфере "арктического" благоустройства.
Прямая речь
Виктория Богинская, архитектор, сооснователь проектно-исследовательской команды "Арктикаметрия":
– Транспортный коллапс и огромные сугробы перед подъездами – зачастую проблема неправильного планирования. Если строить проезды и прокладывать пешеходные дорожки так, чтобы снег можно было убирать не только вручную, но и механически, то проблем не возникнет. В местах уборки снега растения лучше располагать группами: одиночные деревья мешают технике. Кроме того, в отличие от одиночной высотной застройки, здания с террасами и стилобатами (общими цоколями, которые соединяют сразу несколько зданий) разбивают ветровые потоки и снижают их скорость. Точно так же работают волнообразные архитектурные детали.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|