21 октября 2020 г. 07:35
Российская газета
Федеральные власти пришли к окончательному выводу, что шаблонные подходы к строительству и благоустройству городов в Арктике не годятся. Для населенных пунктов в регионах со "сложными климатическими условиями" будут разработаны отдельные стандарты и комплексные решения, заявил заместитель главы Минстроя РФ Максим Егоров на втором Экспертном совете по формированию комфортной городской среды. Еще раньше, в июле, замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков сообщил, что министерство вместе с профильными ведомствами начало разрабатывать стандарт развития городской среды в Арктической зоне. Эксперты рассказали корреспонденту "РГ", что нужно предусмотреть в этих стандартах.
Необходимость решения этой задачи была очевидной еще во времена СССР. Ландшафт российских северных городов словно проникнут идеей выдержать южные стандарты, несмотря ни на что.
– Как заметила одна коллега: "Я нигде не видела столько пальм, сколько в Ханты-Мансийске". Заснеженные большую часть года балконы, балюстрады и вазоны, ротонды, фонтаны, открытые водные пространства – сколько труда идет на постоянное выкапывание из снега этой "красоты"! – отмечает Надежда Замятина, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ. – Снег не дает воспроизвести на севере почти никакие "южные" идеи по оформлению городских пространств, которые до сих пор остаются мейнстримом.
Но эстетика эстетикой, а все начинается со строительства. Сегодня существует серьезная проблема проектной документации, которая основана на данных некачественных предпроектных изысканий. Поэтому необходимо в первую очередь предусмотреть качественные изыскания перед началом возведения любых объектов, подчеркивает советник губернатора Мурманской области Михаил Кудряшов.
– Если в центральных районах грунты более или менее однородны, то обнаружить на Кольском полуострове скалу на глубине 50 сантиметров от поверхности можно буквально в любой точке, – подчеркивает эксперт. – Процесс формирования технического задания на изыскательские работы должен быть унифицирован, его нельзя определять произвольно и уж тем более экономить на нем.
Второй момент – отдельные стандарты по технологии строительных работ. Если в Ярославле или Костроме на тротуаре под плитку или асфальт можно уложить подстилающий слой толщиной, скажем, 20 сантиметров, то в Арктике, возможно, потребуется более сорока. Кроме того, если говорить о благоустройстве, то для улиц северных городов не годятся каменные плиты, используемые в центральных и южных регионах. Грунт здесь очень динамичен и подвижен, он замерзает и оттаивает много раз за сезон, в том числе зимой. Из-за этого происходит его вспучивание, которое может достигать пяти сантиметров и более. Крупноформатные плиты, уложенные на слабое основание, плиту в этих условиях неизбежно перекосит. В городах Скандинавии чаще используется брусчатка и другие мелкоформатные материалы покрытий, благодаря чему эффект вспучивания не так заметен и обратим.
Необходимо учитывать и то, как воспринимают планируемый дизайн городских пространств жители Арктики. Это люди с особенным взглядом на мир, имеющие обостренное восприятие своего и чужого. Естественная красота арктической природы для них имеет очень большую ценность, поэтому дизайн городских пространств должен гармонично вписываться в облик окружающей природы. "Ультрамодный" дизайн северяне воспринимают как непрошеное вторжение в их мир, где царят спокойные и неброские краски. Несмотря на цветовое голодание, "кричащие" оттенки или нарочито сложный дизайн вызывают у северян раздражение. Впрочем, и здесь возможны гармоничные цветовые решения, радующие глаз, например оттенки северных ягод и растений, светлого или зеленого мха. Кроме того, здесь можно очень удачно использовать камень, дерево, гальку, слюду местного происхождения. Это позволит не только экономить на логистике и транспортных расходах, но и развивать производство местных материалов.
В то же время благоустройство северных городов – задача очень недешевая. Как правило, стоимость серьезных проектов составляет десятки и сотни миллионов рублей. Например, проект набережной в Мончегорске стоит более 103 миллионов рублей. Еще одна набережная в городе Коле возле Мурманска площадью более 14 тысяч квадратных метров стоит почти 60 миллионов рублей. Как показала практика, финансировать такие стройки можно только в рамках нацпроектов, с поддержкой из федерального бюджета.
– Стандарты строительства и благоустройства арктических городов должны быть зафиксированы в трехступенчатых нормативных актах – федеральных, региональных и ведомственных, – резюмирует Виталий Трошин, председатель комиссии по проблемам Арктики, Антарктики и Севера Международной академии архитектуры (МААМ) и Союза архитекторов Санкт-Петербурга. – Их следует объединить в единый свод законодательных актов и стандартов. Безусловно, учитывая сегодняшнюю исполнительскую дисциплину и "раздробленность" Арктической зоны на отдельные регионы, соблюдение их становится трудновыполнимой задачей. Поэтому, на мой взгляд, стоит задуматься о создании единого Арктического федерального округа. Это позволит проводить управленческие решения в жизнь в кратчайшие сроки.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|