четверг, 25 сентября 2003

В среду появились неожиданные сообщения о случае утечки радиации на военном предприятии на Кольском полуострове. Заявления официальных лиц говорят о том, что ЧП пытались сохранить в секрете. Подробности – у Петра Любимова.
Доза радиации, которую получили работники так называемой технологической базы в поселке Гремиха, по официальным сообщениям не превысила 30 миллирентген – это немного. Согласно справочнику по радиационной безопасности, еще недавно такая доза считалась "нормой". Но сейчас нормы изменились.
Поэтому то, что произошло на объекте Минатома, некоторыми экспертами классифицируется как серьезное происшествие.
Информация о том, что же именно произошло на режимном объекте, крайне противоречива. Об инциденте стало известно из сообщений экологической организации "Беллуна". По их данным, моряки облучились при проведении работ в хранилище твердых радиоактивных отходов, в котором находилось оборудование, извлеченное из реакторов атомных подводных лодок. По последним данным, среди пострадавших в основном военные.
Чуть позже пришло подтверждение от "Минатома". По их версии, 15 штатных работников производили работу по ликвидации нештатного места хранения твердых радиоактивных отходов – наследия Северного флота. Именно во время этих работ и был извлечен "фонящий" стержень. Работы были немедленно прекращены, но люди успели получить свою дозу.
Но в это же самое время на лентах информационных агентств появилось заявление пресс- службы Северного флота, в котором сообщение "Беллуны" было названо "не соответствующим действительности". Там же опровергалось утверждение, что пострадавшие – военные моряки. И уж совсем скандальный оттенок эта история приобрела после того, как нашей съемочной группе удалось встретиться с главным врачом клиники Института биофизики Андреем Бушмановым. (В клинику был помещен один из пострадавших).
Названная врачом цифра полученной дозы радиации почти в десять раз превышает официальные данные "Минатома". Правда, и она считается неопасной. Нижний предел начала лучевой болезни – 100 бэр или один "зивер".
Но эти факты, которые до заявления экологической организации не нашли выхода из стен заинтересованных ведомств, вызвали весьма эмоциональную реакцию представителей Петербургского клуба моряков-подводников.
Именно они рассказали анекдот "в тему": "Рядовой Иванов закурил на бочке с порохом. Покойному было 20 лет… ".
Во всей этой неразберихе есть один неоспоримый факт. Гремиха в недавнем прошлом – база подводных лодок Северного флота, а ныне там база хранения реактивных отходов и отслуживших свое субмарин. Второй раз за последнее время после гибели К-159 оттуда приходит печальное известие.