понедельник, 15 декабря 2003

В благополучной и богатой Норвегии энергетический кризис. Причем не только на севере, а во всей стране. Электроэнергию приходится импортировать из России. Одним из поставщиков является акционерное общество "Колэнерго". Каскад Пазских ГЭС – это семь гидроэлектростанций. Пять российских и две норвежских. Скугфосс – одна из них. Ей, как и нашей Борисоглебской, сорок лет. Персонал шесть человек. Директор-распорядитель Моника Ериярви. Она ведет нас на пульт, показывает машинный зал. Две турбины по 30 мегаватт.
Энергетики разводят форель. Построили ГЭС, нарушили экологию реки и района. Теперь ежегодно отсюда выпускают в реку Паз пять тысяч четырехлетних форелей. Расплачиваются. Посередине реки Паз, проходит государственная граница России и Норвегии. Железные ворота. Вход только с разрешения полицейского комиссара. Сейчас в Норвегии самый настоящий энергетический кризис. За киловатт/час они платят до четырех с половиной рублей. Но покупать электроэнергию у Кольской атомной Электростанции не хотят. Покупают у нашего "Колэнерго" с Борисоглебской ГЭС. Она им роднее и ближе. Ведь они ее строили.
Электроэнергии норвежцам нужно много. Ежегодно столько, сколько вырабатывает Кольская атомная, но атомных станций у себя они строить не собираются. А будущее видят в развитии ветряных электростанций и считают, что одно из идеальных мест для их установки – Мурманский берег Кольского полуострова.