четверг, 8 апреля 2004

15 лет назад в Норвежском море погибла считавшаяся лучшей в советском военном флоте атомная подводная лодка "Комсомолец". Из 69 членов экипажа спасти удалось только 27. Для остальных подводников общей могилой стал прочный корпус лодки. Она легла на дно на глубине более 1600 метров.
"Комсомолец" не был первой атомной подводной лодкой, которая потерпела бедствие в мировом океане. Американские "Трешер" и "Скорпион", советские К-8, К-27, К-219… Они гибли в открытом море, а помощь с берега так и не пришла к ним. Трагично, но "Комсомолец" не был и последним в этом скорбном списке. И все же именно пожар в титановом корпусе "Комсомольца" с бортовым номером К-278 стал в 1989 году переломным моментом для нашего общества. Неожиданно оказалось, что в холодной войне государств гибнут конкретные люди. Гибнут бессмысленно, страшно и непонятно. Ведь лодка уже шла домой, спустя месяцы боевой службы. Кому нужны эти жертвы? Непогрешимый до этого советский военно-промышленный комплекс прилюдно дал сбой, о котором стало известно стране и миру. И риторический вопрос, чего стоят победные рапорты и трудовые свершения к датам, повис в воздухе.
Гибель "Комсомольца" оказалась началом распада и флотской системы нашей страны. Громоздкая и уверенная в себе, она не смогла спасти своих моряков. А еще мы осознали, насколько трагично быть подводником. Ведь ради спасения лодки любого члена экипажа могут живым оставить в отсеке без единого шанса еще раз увидеть небо, землю и близких любимых людей. Погибшие моряки заставили нас подумать об этом. Они ушли навсегда, а мы до сих пор так и не знаем, почему погиб "Комсомолец"?