вторник, 26 апреля 2005

С 1-го мая бывшие узники фашистских концлагерей начнут получать прибавку к пенсии.
Среди этих людей есть и такие, которым во время войны было всего несколько лет от роду. И, тем не менее, детская память запечатлела все страшные подробности того времени.
11 апреля для Риммы Коваленко – день воспоминаний. Это официальная дата освобождения узников из фашистских концлагерей. Римма Васильевна попала в плен 10 июня 1943 года. Тогда ей было почти 6 лет. Брату – 4.
Гнали сначала пешком, потом везли на грузовых машинах и в товарных вагонах. Пленные из Белоруссии ехали в Прибалтику. Первая остановка – Вильнюс. Там концлагерь оказался переполненным. Партию пленных вместе с семьей Коваленко направили дальше, в Варшаву. Конечный пункт – Франкфурт-на-Майне в Германии. Там полтора года за колючей проволокой.
Можно сказать, что семье Коваленко повезло. Она попала в трудовой лагерь. Там не проводили медицинских испытаний над людьми, не сжигали их в топках. Узники работали. Дети в лагере были предоставлены сами себе. Над ними не издевались. Самое страшное было – бомбежки.
Освободили узников американские войска весной 45-го. Дома бывших пленников ждала разруха, голод и недоверие. Отца Риммы Васильевны долго не допрашивали. Считали предателем. Клеймо узника оставалось в биографии навсегда. А льготы эти люди получили только после 1992-го года. Кроме того, Германия и Австрия решили выплатить узникам компенсацию.
Выплаты приходят частями. Римма Коваленко ждет вторую половину своего гранта. А с 1-го мая она, как и все бывшие узники, станет получать добавку к пенсии. На жизнь не жалуется. На память тоже.