среда, 25 января 2006

На судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске побывала большая группа инспекторов из британской компании "РВЕ-НУКЕМ", которые контролируют процесс утилизации одной их российских подводных лодок. Необходимые инвестиции для этого были предоставлены министерством торговли и промышленности Великобритании, и 24 января зарубежные специалисты принимали окончательные итоги работы.
Судоремонтный завод "Нерпа" считается ведущим предприятием в области утилизации атомных субмарин далеко не случайно. Во-первых, он расположен вблизи мест базирования подлодок и таким образом риск аварий при их транспортировке гораздо ниже, чем, если бы их пришлось доставлять на аналогичный завод в Архангельск. А во-вторых, "Нерпа" располагает самым современным оборудованием. Например, пресс-гильотина американского производства "Харрис", который перемалывает останки лодок до состояния лома – 73 тонны в час.
В начале 90-х годов, когда многие лодки, вышедшие из строя, ржавели на пирсах, а Россия не могла утилизировать их всех и сразу, на помощь нашим специалистам пришли иностранные инвесторы, которые согласились пожертвовать деньги ради всеобщей экологической безопасности. И так подведена черта под одним из последних контрактов. Работники завода "Нерпа" продемонстрировали британским специалистам то, что осталось от атомной подлодки класса "Виктор-3", построенной 25 лет назад.
Представитель делегации Великобритании Алан Хейес: "Чтобы избежать проволочек или хищений, мы платим подрядчикам только после того, как работа выполнена и мы довольны проделанной работой".
В итоге утилизацию завершили на три месяца раньше графика. Пустой блок реакторного отсека, внутри которого сохраняется фоновая радиация, погружают на плавучий понтон "Поллада" водоизмещением 18 тысяч тонн. Он выйдет на рейд и трехотсечный блок с подлодки будет спущен на воду, откуда его транспортируют в Сайда-губу на длительное хранение.
Специалисты говорят, сто процесс транспортировки безопасен для окружающей среды, так как остаточная радиация спрятана, под пятнадцатисантиметровым слоем стали, и вблизи отсека совершенно спокойно себя чувствуют и птицы и нерпы. После того, как отсек еще раз обследуют, его отправят в специально отведенное место, где он будет храниться в течение 70 лет до полной дезактивации.
Главный консультант компании "РВЕ-НУКЕМ" Дэвид Уэллс отметил: "Это последняя подводная лодка, которая утилизируется в рамках российско-британской программы, но до лета у нас будут и другие контракты".
Международное сотрудничество завода "Нерпа" продолжат партнеры из Норвегии и Германии. Часть контрактов уже подписана, вторая часть будет подписана в начале февраля – это будет еще семь одноотсечных блоков.
Хотя подводных лодок, которые требуют утилизации, в России остается не так и много, но, тем не менее, работы на "Нерпе" хватит еще на долгие годы.
Директор ФГУП "СРЗ "Нерпа" Александр Горбунов считает: "Спектр наших возможностей достаточно широкий. И все то, что связано и с нефтью, и с газом представляет обоюдный интерес, как для России, так и в первую очередь для Норвегии, Финляндии и может быть для Британии. Я думаю, что те контакты, которые у нас сегодня есть с нашими норвежскими партнерами они из области утилизации будут уходить в другую сферу".