вторник, 21 февраля 2006

Дважды в год – в День десантника и в канун 23-го февраля в центре Мурманска у памятника "Разорванное сердце" собираются родные и близкие солдат и офицеров, погибших во время войны на Северном Кавказе. Те, кому довелось пройти Афган, поминают своих сослуживцев у обелиска воинам интернационалистам. Афганцы возвели мемориал своими силами и на собственные средства. Монумент павшим в Чечне установлен местными властями. Правда, родители погибших разницы этой не замечают. Собираясь вместе, им есть, о чем поговорить, и только горечь невосполнимой утраты не всегда позволяет это сделать.
Говорят, что для человека нет страшнее участи, чем пережить своих детей. Хуже может быть только забвение их ратных подвигов, умалчивание о событиях тех дней.
Участники митинга говорят, что война в Чечне не прекратилась, хоть и название у нее теперь иное. Антитеррористическая операция на Северном Кавказе и сейчас не обходится без слез и крови. Те, кто прошел через все это, уверены, что общество не имеет право закрывать глаза на происходящее.
После торжественного возложения цветов и венков, салюта в честь погибших воинов и минуты молчания, в зале Мурманской областной филармонии состоялся поминальный ужин. С пятидесяти трех фотографий наших земляков, не вернувшихся из командировки в Чечню, смотрели глаза тех, чьи имена теперь уже история. Это без учета убитых сотрудников областного управления ФСБ. Гибель двух ребят до сих пор официально не подтверждена и вместо даты смерти рядом с портретом сухая надпись "Пропал без вести".
Война меняет людей. Вернувшись большинству найти свое место в мирной жизни непросто.
Председатель Совета Мурманской областной общественной организации "Участники боевых действий в Чечне" Николай Абрамов говорит: "Мне было немножко легче. Я был женат. Семья оказала благотворное влияние. А многие мои знакомые не могут отойти от так называемого синдрома войны".
И все же счастливы те, кому есть о ком заботиться, помогать избавляться от этого самого синдрома. А для недождавшихся своих сыновей и мужей нет ничего более ценного, чем воспоминания, да нечастые встречи с теми, у кого сердце также разорвано войной.