среда, 26 июля 2006

До чего же изменилось это место! Исчез куда-то стоявший здесь прежде деревянный плавпричал. Там, где он находился, теперь уходит в воду основательная – шпунт пробит на глубину до 17 метров – стена набережной. Она увенчана ажурной решеткой, украшенной якорями и стилизованными под старину фонариками. А еще у моря отвоевана новая территория, и суши, покрытой свежим, только что уложенным асфальтом, стало немного больше. Обустроен и расположенный чуть поодаль памятник портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной: нижняя его часть заново облицована, вокруг оградка, которой раньше не было.
Набережная, о которой в Мурманске говорили несколько десятилетий, уже почти приняла свой окончательный вид. И построила ее компания, чье название еще не слишком привычно уху обычного горожанина – ЗАО "Мурманскмостострой".
– На самом деле все начиналось с моста, – рассказывает генеральный директор предприятия Игорь Беляев. – На его строительство в 1997 году я сам пришел мастером сразу после института. Именно там нарабатывался опыт, проверялись и техника, и люди. Возводил его архангельский мостоотряд, входящий в состав треста "Мосто-строй-6", что в Санкт-Петербурге. А три года назад в структуре треста появились мы.
Первой работой новосозданного предприятия стало строительство гидротехнических сооружений в Росте на 35-м судоремонтном заводе. Из самого обычного берега мурманские мостостроители сделали "конфетку": образовали новую территорию, возвели береговой причал. Началось строительство большого палового (то есть находящегося в отдалении от берега и опирающегося на сваи – палы) причала для 130-тысячника – танкера "Трэйдер". Но эта работа так и осталась незаконченной. И отнюдь не по вине мостостроевцев.
– К сожалению, заказчик – ЗАО "Норд-альянс" оказался неплатежеспособен, – рассказывает Игорь Владимирович. – Нам в итоге задолжали 15 миллионов рублей, и мы были вынуждены остановить работы. Прошло время, других желающих доделывать паловый причал не нашлось, и сейчас мы ведем переговоры о его достройке.
Однако 35-м заводом деятельность "Мурманскмостостроя" ныне не ограничивается. Есть еще несколько проектов, осуществляемых практически одновременно. Один из них – реконструкция железнодорожных путепроводов в Апатитах. Другой – набережная у морского вокзала Мурманска. – Ее уже сейчас называют визитной карточкой Мурманска, – говорит руководивший работами на берегу Кольского залива мастер Константин Докучаев. – Думаю, это так и есть. Теперь, когда подходишь к городу с моря, что видишь? Мост через залив да еще вот набережную. И оба объекта – наши, мостостроевские. Приятно все-таки, что к таким красивым сооружениям мы приложили руки. – Докучаев довольно смеется. – Тут, у морвокзала, мы уже вышли на финишную прямую, в основном все сделали, остались мелочи, благоустройство. Да вы посмотрите сами.
Я, впрочем, уже видел, о чем и рассказал в самом начале публикации. Однако не мог не заметить и режущего глаз контраста набережной с ближайшим клочком суши, оставшимся в первобытном состоянии. Груды досок и битых бутылок на замазученных булыжниках и чахлой траве береговой отсыпки...
– Действительно, контраст, что называется, очевидный. Но дело в том, – объяснил мне чуть позже президент фонда поддержки атомного ледокола "Ленин" Анатолий Александрович, – что набережная изначально задумывалась под постановку к ней на вечную стоянку атомного ледокола "Ленин", который, как известно, решено переоборудовать в музей, научный и деловой центр. "Росморпорт" выделил своему мурманскому филиалу, выступившему заказчиком строительства, ровно столько средств, чтобы хватило на обустройство береговой черты в месте будущего базирования "Ленина". И не больше. Сейчас мы пытаемся убедить Москву в том, что необходимо продолжить набережную дальше, до главного пассажирского пирса. К министру транспорта Левитину ушло уже три письма за подписью губернатора области, однако положительного ответа пока нет.
Тем не менее, несмотря на отсутствие решения Минтранса, мостостроевцы называют свою деятельность у морвокзала работами первой очереди. Ну а раз есть первая, значит, будет когда-нибудь и вторая. Пока же на "портрет" городской набережной наносятся последние штрихи благоустройства. Одновременно с этим сворачивается строительный городок, уезжает техника.
– Машины у нас современные, на уровне, – объясняет мне Игорь Беляев. – Парк спецтехники большой. Это и всевозможные краны, и сваебойное оборудование – дизель, вибро- и гидромолоты. Если мы вскоре заключим контракт на погружение свай в черте Мурманска, использовать будем гидромолот: он в отличие от дизельного не дымит, да и шумит гораздо меньше. А то, помню, на строительстве моста: четыре утра, ночная смена, бьем опоры на правом берегу. Удар – и эхо по всему Первомайскому округу. В общем, жителям приходилось туго. Теперь благодаря современной технике этих неприятностей удастся избежать. Но главное все же не машины, а люди, которые ими управляют. Кадры свои стараемся беречь, сохраняем костяк коллектива. Алексеев Александр Николаевич, Александр Анатольевич Кобылин, Николай Николаевич Прокофьев и многие другие – замечательные работники, мастера своего дела.
Что ж, надо думать, эти люди у нас без дела не останутся. Ведь пока существует вода, будут необходимы и мосты, и другие гидротехнические сооружения. А потому: 35-й завод, путепроводы в Апатитах, набережная... Что дальше?
– Сейчас мы в ожидании не просто очередной работы, а мегапроектов, – говорит, прощаясь со мной, Игорь Беляев. – Один из возможных – строительство в Лавне смешанного терминала с двумя паловыми причалами. Ждем и проектов, связанных с освоением Штокмановского месторождения. Надеюсь, они в скором времени начнут воплощаться в жизнь, и мы поучаствуем в их реализации.