пятница, 19 марта 2010

В 2009 году в ОАО "Мурманский морской торговый порт" было перегружено более 12 миллионов тонн угля, а это почти 175 тысяч вагонов. В осенне-зимний период значительная часть угля доставляется в порт уже в смерзшемся состоянии. Профилактика грузов против смерзаемости (как это требуется Правилами перевозки грузов) эффективна только в холодное время года, т.е. при устойчивых минусовых температурах. В межсезонье (осень, весна), а также во время оттепелей эти меры абсолютно бесполезны, потому что груз перевозится на дальние (более 3000 км) расстояния через регионы с разными климатическими условиями. Например, уголь грузится в полувагоны когда в Кемерово тепло, набирает влагу в процессе транспортировки (дождь, снег), спрессовывается от вибрации и прибывает в Мурманскую область, где в это время уже морозы. В результате получаем "монолит" размером с вагон, который выгрузить обычными средствами невозможно.
Портовикам эта проблема хорошо известна. Смерзаемость угля происходит с той же неизбежностю, с которой происходит смена времен года и никакие правила и инструкции не в силах это предотвратить. Последствия такого крайне неприятного явления выливаются в миллионы и миллионы рублей дополнительных расходов, так как увеличивается время обработки вагонов, требуются значительные затраты труда, снижается производительность. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в этом направлении в нашей стране отсутствуют, поэтому решать проблему приходится своими силами.
Решение проблемы все-таки удалось найти. В декабре 2009 года подразделение механизации акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" закончило создание механизированного комплекса, предназначенного для восстановления сыпучести смерзшегося угля и последующей зачистки полувагонов. Механизированный комплекс представляет собой ряд отдельных агрегатов, смонтированных на базе погрузчиков-манипуляторов Sennebogen 835M.
В настоящее время проведен ряд испытаний комплекса, в ходе которых выявлены и устранены отдельные мелкие недоработки и определены основные эксплуатационные характеристики.
Есть у этих установок и недостатки. Над их выявлением и устранением придется еще поработать, но первые положительные результаты позволяют надеяться, что давняя и серьезная проблема в скором времени будет решена окончательно.