вторник, 2 октября 2012

Прокуратура Мурманской области добивается отмены незаконно установленной нормы на получение единовременной денежной выплаты муниципальным служащим.
Решением Мурманского областного суда от 1 июня 2012 года и определением Верховного суда Российской Федерации от 15 августа 2012 года право муниципальных служащих на получение единовременной денежной выплаты в связи с выходом на трудовую пенсию, признаны недействующими и неподлежащими применению, так как приняты с нарушением компетенции субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как показала проверка, в мае 2012 года Правительством области внесены изменения в закон "О муниципальной службе в Мурманской области", который регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения муниципальных служащих.
В соответствии с данными изменениями, вступившими в силу с 05 сентября 2012 года, Уставами муниципальных образований может быть предусмотрено, что муниципальному служащему, при выходе на трудовую пенсию, при наличии не менее пяти лет стажа службы, производится единовременная денежная выплата в размере не более пятикратной среднемесячной заработной платы служащего, фактически начисленной ему за последние 12 календарных месяцев до дня его высвобождения.
Прокурор области полагает, что данные изменения внесены необоснованно и противоречат федеральным законам.
Законодатель субъекта, устанавливая общие принципы организации местного самоуправления, в том числе выплаты лицам, замещающим должности муниципальной службы, при прекращении их полномочий обязан соблюдать нормы федерального законодательства, в данном случае трудового законодательства.
Согласно положениям Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам.
Таким образом, полномочия по установлению дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти. Следовательно, ни законодатель субъекта Российской Федерации, ни тем более органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере.
Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" такого рода гарантии не предусмотрены. Также подобные гарантии (как по кругу лиц, так и по основаниям их выплаты) федеральным законодательством не предусмотрены и в отношении лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, государственных гражданских служащих, что не позволяет применить аналогию закона.
Законодатель Мурманской области, предусмотрев в законе возможность введения данной единовременной выплаты в соответствии с Уставом муниципального образования, ввел несодержащуюся в Трудовом кодексе РФ норму, устанавливающую дополнительную гарантию отдельным категориям работников при увольнении, чем превысил свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Наличие оспариваемой нормы в указанном законе Мурманской области свидетельствует о ее принятии за пределами компетенции, что является коррупциогенным фактором.
В соответствии со статьей 34 Закона Мурманской области "О муниципальной службе в Мурманской области" финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Вместе с тем, большинство бюджетов муниципальных образований Мурманской области являются дотационными, в связи с чем, реализация оспариваемых положений Закона приведет к незаконному отвлечению средств местных бюджетов на предоставление дополнительных гарантий муниципальным служащим Мурманской области, не предусмотренных федеральным законодательством.
По итогам проверки, прокурор Мурманской области направил в Мурманский областной суд заявление о признании вышеуказанных внесенных изменений недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковое заявление находится на рассмотрении.