пятница, 5 октября 2012

Прокуратурой области проанализирована практика надзора в сфере соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно данным учета внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 8 месяцев 2012 года в органы прокуратуры области из контролирующих органов поступило свыше 170 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из них: согласовано – 106.
Наибольшее количество заявлений о согласовании проверок поступило из органов МЧС РФ по Мурманской области и Роспотребнадзора по Мурманской области.
В сфере надзора за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предприниматльской деятельности органами прокуратуры области проведено свыше 60 проверок законности деятельности органов, осуществляющих проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из них, по жалобам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 9 проверок. Обоснованными признаны 2 жалобы, по ним приняты меры прокурорского реагирования, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
За истекший период 17 проверок контролирующих органов признаны органами прокуратуры незаконными, в то числе, 6 проверок, проведенных органами контроля в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.
Наибольшее количество нарушений выявлено в деятельности органов муниципального контроля и территориальных органов Роспотребнадзора Мурманской области.
Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о том, что нарушения федерального законодательства органами контроля допускаются как при проведении плановых мероприятий, так и при проведении внеплановых проверок.
Наиболее распространенными нарушениями являются подготовка распоряжений (приказов) и актов о результатах проверок, не соответствующих установленной форме.
Как правило, в распоряжениях (приказах) отсутствуют сведения о целях, задачах, предмете проверки и сроке ее проведения, правовых основаниях проведения проверки, сроках проведения и перечне мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, перечне документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Не всегда приказы содержат сведения о месте нахождения юридических лиц или месте жительства индивидуальных предпринимателей, а также месте фактического осуществления ими деятельности, что противоречит пункту 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ.
Акты проверок в ряде случаев также составляются с нарушением типовой формы. В указанных актах отсутствуют дата, время, продолжительность проверки, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала.
Имеют место случаи несоблюдения органами контроля требований статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ в части направления актов проверки заказным письмом с уведомлением о вручении при отсутствии представителя субъекта контроля при проведении проверки.
В целях недопущения нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности, прокурорам предписано максимально использовать предоставленные законом полномочия, принимая весь комплекс мер прокурорского реагирования и обеспечивая контроль за реальным устранением нарушением законодательства с привлечением виновных лиц к установленной законом ответственности.