вторник, 2 июля 2013
Фото: Николай Серегин
Мурманская область формирует около четверти российских морских грузовых перевозок. Ежегодно в ее морских торговых портах бросают якоря свыше полутора тысяч транспортных судов.
По данным Мурманскстата, на балансе организаций морского транспорта Мурманской области в конце минувшего года числилось 32 млрд рублей – это почти десятая часть основных фондов коммерческих организаций региона. На развитие морского транспорта за последние три года было направлено более 6 млрд рублей инвестиций или 4% объема инвестиций в области. Пик инвестиционной активности пришелся на 2011 год, когда флот пополнился транспортными судами.
В 2012 году морской транспорт Мурманской области перевез около 5 млн. тонн грузов, грузооборот составил 19 млрд тонно-километров. Статистики отмечают, что это самые низкие показатели за последние десять лет – по сравнению с 2010 годом объем перевозок уменьшился на 41% процент, грузооборот – наполовину.
В заграничном плавании грузооборот в 2012 году составил почти 18 млрд. тонно-километров, что составляет менее половины грузооборота в 2010 году, и две трети от объема 2011 года. В минувшем году доля заграничных перевозок уменьшилась по сравнению с двумя предыдущими годами на 6%. Объем перевезенных грузов по сравнению с 2011 годом сократился на треть и составил более 4 млн. тонн.
В последние годы отмечается тенденция роста перевозок грузов в каботажном плавании при одновременном снижении в заграничном. За минувший год объем каботажных грузовых перевозок возрос почти наполовину, грузооборот – на 75%. За пять месяцев 2013 года эта тенденция сохранилась.
В структуре перевозок грузов морским транспортом в период с 2010 по 2013 годы преобладали каменный уголь и кокс, на долю которых приходилось от 40 до 46% всех грузов, а также нефть и нефтепродукты наливом, химические и минеральные удобрения.
В 2012 году в Мурманской области морским транспортом воспользовались около 50 тысяч человек. Однако в январе-мае 2013 года число перевезенных пассажиров по сравнению с таким же периодом прошлого года сократилось вчетверо. В эти месяцы пассажирские перевозки выполнялись только в отдаленные районы. Ежегодно сокращалось количество рейсов и направлений в пригородном сообщении между населенными пунктами на побережье Кольского залива. Резкое уменьшение пассажиропатока, вызвала и отмена рейсов катеров через Кольский залив.