пятница, 16 августа 2013

Прибрежники-краболовы объявили о начале сбора подписей под обращением к президенту, в Росрыболовство и правительство Мурманской области. 15 августа стартовал краболовный сезон, который и начали большие компании на больших глубинах. У тех, кто ловит краба в 12-мильной зоне – простой. Вот уже третий год в прибрежных водах объявлен мораторий.
Запах и правда – все, что сейчас напоминает о том, что три года назад здесь шла переработка краба. Завод практически законсервирован – редко перепадают мелкие заказы на рыбу. Оборудование заточено под производство деликатеса. За год удавалось обработать порядка двухсот тонн краба. Большая часть шла на столичный рынок – Мурманску доставалось тонн 20.
Директор ООО "Баренцсервис" Игорь Бондарь сказал: "Я могу на 100 процентов утверждать, что та продукция, которую выпускали мы, была дешевле, чем та, которая завозилась из-за границы".
Сегодня простаивает не только завод – небольшие краболовы тоже у причала. Построенный в Луизиане корабль – один из четырех, оставшихся у владельца маленькой компании. Остальные проданы.
Директор краболовной компании Иван Сенник пояснил: "Долги, долги, долги".
Прибрежный вылов краба запрещен три года назад. Никто уже не помнит точно, как получилось, что промысел его разделили на океанический и в пределах 12-мильной зоны. Но когда вылов разрешили впервые – рыбаки строили большие планы. Закупали флот, набирали людей. Капитан Павел Ефимов приехал с Дальнего Востока учить экипажи на судах-краболовах.
Павел Ефимов утверждает: "Проблем не было. Мы всегда выбирали квоты – досрочно выбирали, простаивали, не торопились".
Проблемы начались с 2009 года. Вылов краба разрешили на глубинах и в промышленных объемах. В прибрежной зоне объявили мораторий. Потом отменили – но ненадолго. Мелкие краболовные компании винят в этом науку. ПИНРО проводит исследования весной и летом, когда краб еще не набрал силу и не вырос. Они предлагают сейчас скинуться, предоставить судно, выйти в море, взяв на борт ученых.
Директор рыболовной компании Сергей Шаколин предложил: "В экспериментальном порядке ловушечные опустить, поднять и посмотрим – чья правда. Если будет промысловый краб – на каком основании вы нам запрещаете лов? Если будет молодь и самки, мы готовы извиниться и подождать лучшей промысловой обстановки".
Сергей Балябо, возглавлявший рыбохозяйственный комплекс в 2009 году, вспоминает, что с подобными предложениями тогда выходил институт к прибрежникам. Причем финансировать эти работы должны были по госконтракту. Вылов краба в 12-мильной зоне еще был разрешен.
Как отметил заместитель директора ПИНРО по научно – организационным вопросам и региональному развитию Сергей Балябо: "Было предложено взять научных наблюдателей на борт судов – тогда, когда промысел был и переданы компаниям карточки учета вылова, которые они должны были заполнить. Но, к сожалению, компании не приняли на борт. Идет повтор ситуации. Компании заявляют о готовности участвовать в этих работах, предоставляя суда и какое-то финансирование. Институт готов принять такую помощь и провести исследования".
Только в ближайшее время такие исследования провести невозможно. И об этом уже был разговор с прибрежниками. Одни согласования с Минобороны и ФСБ могут занять несколько месяцев. Плюс законодательные формальности. Дополнительно изучать популяцию краба осенью можно только в 2014 году, если летом 2013 подать заявку. Пока, научные данные говорят о миграции краба, а в нашей в прибрежной зоне – преобладают молодь и нерестящиеся самки, которых давно и нещадно истребляют браконьеры.