четверг, 28 ноября 2013

27 ноября крабовый вопрос собрал за одним столом представителей власти, руководителей северо-западных предприятий и науку. Открывать или не открывать прибрежку для краба – главный вопрос. Его лов в 12-мильной зоне пока, как известно, запрещен. А за ее пределы промысловики выйти не могут – не позволяет законодательство.
В интервью "Российской газете" представитель рыбопромысловой фирмы категоричен – краболовы Мурманской области на грани банкротства – у самого патовая ситуация. Два корабля сданы на металлолом, 70 человек уволены. Причина – запрет промысла камчатского краба в прибрежной зоне.
Выступать по телевидению отказывается. Вынуждены цитировать.
Представитель сообщества краболовов Мурманской области Михаил Минасян говорит: "В 2008 году мы заплатили 5 миллионов долларов за выигранные на аукционе 360 тонн краба. Для этого пришлось влезть в кредиты, у меня заложено в банке личное имущество, в том числе квартира. Если я кредиты не верну – я бомж".
Сегодня в Мурманской области 12 предприятий исключительно прибрежного лова. Убытки несут колоссальные. Суда стоят. Береговые заводы не работают.
История тянется с 2009 года. Вылов краба разрешили на глубинах и в промышленных объемах. В прибрежной зоне объявили мораторий. Потом, правда, отменили, но ненадолго.
Председатель комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский подчеркнул: "Всплески такие, что краб есть! Давайте его быстрее открывать! То, что касается рационального использования любого биологического ресурса, всегда нужно научное обоснование, исходя из осторожного подхода".
В этом году отраслевая наука совершила две комплексные экспедиции. Обе в прибрежные воды. Вердикт ученых однозначен: начать промысел краба – значит подорвать его запас.
Заведующий лабораторией прибрежных исследований ПИНРО Константин Соколов отметил: "Краба действительно много. Поколение его урожайное. Достаточно большой запас промысловых особей, и причем достаточно большое количество особей подрастает, чтобы быть промысловыми. Но все равно, формально, следуя букве закона, они остаются маломерными, их ширина меньше, чем допустимая до промысла. Они в промысел вступят только в последующие годы".
Поддерживают мораторий и в Ассоциации прибрежных краболовов Севера. Алексей Заплатин не понимает суть поднимаемой проблемы. Океаническая квота – а это 6 тысяч тонн – сохранена. Если у других компаний нет соответствующих судов, у них всегда есть альтернатива – прибрежная треска и пикша.
Директор ООО "СЗРК-Мурманск" Алексей Заплатин рассказал: "Еще раз в камеру заявляю, что прибрежные краболовы Севера вообще вопрос открытия прибрежки не поднимали, не поднимают и поднимать не будут. Я общался с директорами компаний. Поэтому вопроса, как такового, не существует. Если этот вопрос поднимают отдельные представители компаний, то я им хотел бы посоветовать – просто серьезно заняться своим бизнесом".
На защиту интересов прибрежников встала губернатор области. Она направила в Министерство сельского хозяйства страны обращение с просьбой разрешить добычу краба в 12-мильной зоне. Ведомство обещает рассмотреть этот вопрос. Для начала провести дополнительные научные изыскания.
В этой ситуации каждая сторона отстаивает свои бизнес-интересы. Хотя все эксперты при этом сходятся в одном – власть должна создать такую систему регулирования крабового промысла, которая позволит находить максимальный компромисс между участниками рынка.