суббота, 26 апреля 2014

28 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошел взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. На Кольском полуострове в двух шагах от Норвегии реакторы того же поколения вырабатывают энергию с невиданной прежде интенсивностью.
Авария на Чернобыльской АЭС имела катастрофические последствия, катастрофические в том числе и для Норвегии. Как подсчитали в комитете по защите от радиационной угрозы, авария обошлась Норвегии в сумму около 650 миллионов крон, не считая необратимого ущерба, нанесенного норвежской флоре и фауне.
Нормальный срок службы ядерных реакторов – 30 лет. Два самых старых реактора Кольской АЭС уже превысили его на 15 лет. В этом году была сделана заявка на новое продление ресурса 4-го энергоблока.
Как можно продлевать ресурс, если мы знаем, с каким риском связана атомная энергетика и какое количество неустранимых отходов она производит?
Ответ в какой-то мере можно найти в норвежском госбюджете. С 1993 по 2007 годы вложения МИД Норвегии в проекты повышения безопасности Кольской АЭС составили 197,3 миллиона крон.
Эта поддержка идет не только на повышение безопасности. Как выяснила "Беллона" несколько лет назад, эти средства также направляются на рационализацию и повышение эффективности выработки электроэнергии.
Норвежская поддержка российских мер по усилению безопасности – вопиющий парадокс. Росатом не испытывает недостатка в средствах. Но использует их только для строительства новых ядерных объектов, коль скоро Норвегия и другие страны так охотно оплачивают проекты по повышению безопасности старых.
Российское отделение организации "Природа и молодежь" в Мурманске известно как непримиримый противник продления ресурса энергоблоков Кольской АЭС. Организация занимается, главным образом, распространением информации об АЭС и последствиях присутствия объекта ядерной энергетики в области. Информационная деятельность крайне важна, особенно в свете того факта, что местное население практически не осведомлено об имеющихся проблемах.
Из-за работы такого рода активисты испытывают на себе давление со стороны государства и других крупных игроков в сфере энергетики. Очевидно, что крупные национальные корпорации, работающие в этой отрасли, не желают привлекать лишнее внимание к своей деятельности. Распространение слухов, усиленный административный нажим и даже безосновательные аресты – все это используется, чтобы заставить активистов "Природы и молодежи" замолчать. К примеру, бывшего лидера организации арестовали, когда он направлялся на встречу с Йенсом Столтенбергом, – в центре Мурманска.
Сегодня 28-я годовщина взрыва на Чернобыльской АЭС. Авария имела серьезные последствия для Норвегии, до которой от Чернобыля 2000 километров. От Кольской АЭС до норвежской границы всего 200 километров. По всей вероятности, 4-му энергоблоку продлят срок эксплуатации еще на 15-20 лет. 15 лет сверх нормы он уже проработал. Согласно анализу последствий, проведенному норвежским комитетом по защите от радиационной угрозы, при самых неблагоприятных метеорологических условиях в случае предполагаемой аварии на перенос радиоактивных выбросов до норвежского Финмарка уйдет всего 3 часа. Плюс ко всему, как показывает практика, к извещению норвежских властей о происшествиях на ядерных объектах российская сторона относится достаточно небрежно.
Годовщины обычно располагают к размышлениям и рефлексии. С нашей точки зрения, вопрос напрашивается сам собой: хотим ли мы брать на себя подобный риск?