среда, 10 декабря 2014

Кочевники-оленеводы Кольской Арктики намного более продвинуты в IT и коммерции, чем их более восточные коллеги с Чукотки и Ямала. Об этом рассказал ТАСС по итогам научной экспедиции президент Ассоциации антропологов и этнологов России, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Андрей Головнев.
Три недели ученые жили и кочевали с местными оленеводами в районе Ловозера – здешние поселения известны со времен неолита. Местные оленеводы ведут выпас по GPS- и ГЛОНАСС-навигаторам, используют сотовую связь в точках, где она устойчива, активно снимают на фото- и видео, общаются через социальные сети. "Для подзарядки гаджетов они оборудовали свои снегоходы – "ямахи" и "викинги" – зарядными устройствами", – рассказал Головнев.
По его словам, цивилизация в этот регион пришла на многогранные комбинации взаимодействий традиционных культур саамов, коми-зырян и коми-ижемцев с вкраплением ненецкой культуры. "Народы, участвующие в этом взаимодействии, очень изобретательны и адаптивны. Они являют нам новый вариант кочевания. Традиции там сильны, но кочевники успешно осваивают все технологические новшества, которые дает цивилизация. Также они привержены современным методам переработки и транспортировки продукции, используя для этого Интернет. Это существенно обновляет традиции кочевания", – рассказывает ученый.
Кроме того, говорят исследователи, много коммерческих "ноу-хау" в кочевой быт оленеводов привносят коми-ижемцы. "Именно они выращивают и торгуют оленями для всех Дедов Морозов, в том числе для самого главного, в Великий Устюг. Коммерциализация оленеводства у них очень высока", – отметил Головнев.
Ученый говорит, что внедрение цивилизации в кочевую жизнь связано здесь со спецификой региона. Арктика, в отличие от Чукотки и Ямала, здесь теплая, Мурманск – незамерзающий порт. Кольский полуостров – микс-территория, пограничная во всех отношениях. Здесь и российско-скандинавское, и российско-финское, и культурное пограничье. Территория нашпигована разными влияниями, изобретениями, обменами. "Здешняя особенность – станы-домики, между которыми перемещаются кочевники. Пространство тундры здесь небольшое, люди не перевозят чумы или яранги, как это делают ненцы или чукчи. Переезжают из одного стана-домика в другой, чтобы следить за стадом оленей и при этом иметь базу для сна и отдыха", – говорит ученый. С домиками соседствуют так называемые карали – сооружения, куда загоняют оленей для их зоотехнической и ветеринарной обработки – пересчета, мечения, прививок.
Проект "Мобильность в Арктике. Этнические традиции и технологические инновации" реализуется коллективом Головнева на деньги Российского научного фонда. Ученые выиграли грант в размере 5 млн рублей на три года, а если проект пойдет успешно, предусмотрено продление финансирования до пяти лет. Кроме Кольского полуострова, исследования влияния прогресса на жизнь кочевых народов идут в отдаленных районах Ямала, Коми, Якутии и Чукотки – там, где сохранились самые классические, дожившие до сегодняшнего дня кочевники. Следующую экспедицию ученые планируют на март 2015 года.
В постперестроечной России подобный масштабный цикл научных экспедиций проводится впервые.