среда, 7 сентября 2016

Транспортная составляющая станет основой развития будущей Кольской опорной зоны Арктической зоны РФ, следует из доклада министра экономического развития Мурманской области Елены Тихоновой.
"Наибольшее количество проектов заявлено в рамках формирования транспортно-логистического кластера, по сути, это половина предполагаемых инвестиций в опорную зону. Это логично, поскольку уникальная транспортная составляющая нашего региона служит хребтом будущей опорной зоны и окажет влияние на создание других опорных зон в Арктике", – сказала она на заседании проектного офиса по подготовке предложений по созданию и развитию Кольской опорной зоны в правительстве региона во вторник.
Мурманская область подготовила ряд предложений в федеральное правительство, среди которых создание на базе ПАО "Мурманский морской торговый порт" действующего круглогодично глубоководного морского терминала по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, развитие портов Мурманска и Кандалакши на Баренцевом и Белом морях, развитие сервисного обслуживания по трассам мореплавания Севморпути, развитие аэропортов и сети региональных дорог.
Ключевым условием развития Кольской опорной зоны станет установление особого порядка на ценообразование на электроэнергию через внесение изменений в правила оптового рынка. "Такое предложение повысит инвестиционную привлекательность региона и стимулом для действующих и новых производств с высоко добавленной стоимостью [...] Предприятия уже обозначили свою заинтересованность в этом", – отметила она.
Кроме того, участники проектного офиса выступили за разработку положений об оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях Арктики, развитие института социальной ипотеки для привлечения молодых специалистов, включая врачей, и более пристальное внимание к разработке месторождений редкоземельных металлов.
Ранее Кольский научный центр РАН (КНЦ РАН) раскритиковал законопроект о развитии арктической зоны РФ. По мнению ученых, законопроект не предусматривает конкретных механизмов развития Арктической зоны РФ и опорных зон в Арктике.
Врио директора КНЦ РАН Юрий Войтеховский отмечал, что в законопроекте не рассматривается проблема оттока населения с Крайнего Севера. Также, по его мнению, необходима детальная проработка вопросов дальнейшего развития сфер образования и науки, развития предприятий горнопромышленного кластера.
В свою очередь, врио директора института экономических проблем им. Лузина КНЦ РАН Татьяна Скуфьина призвала разработчиков законопроекта обратить внимание на взаимоотношения с малочисленными коренными народами Севера, сферу международного сотрудничества, которые, как полагает глава института, полностью проигнорированы в этой редакции документа.