Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Архив новостей

« ОКТЯБРЬ, 2018»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

 
  Последние комментарии
  Новости
01:04 Прогноз погоды в Мурманске на 26 апреля

20:56 Поездка работников «Колатомэнергоемонт» на картинг – отличное место для корпоративного мероприятия

20:55 Аналитика Yota: мужчины Мурманска стали почти в 2 раза активнее пользоваться маркетплейсами

20:54 Предусмотрены кратковременные ограничения движения на участке дороги подъезд к Североморску в Мурманской области

20:53 В региональном Росреестре состоялся семинар с кадастровыми инженерами

20:52 Федеральные дорожники Карелии и Мурманской области приняли участие в мемориальных экологических акциях

20:51 Почта ускоряет выдачу и отправку писем и посылок в три раза благодаря QR-кодам

20:50 В Мурманске на АЗС росгвардейцы задержали дебошира

   Актуальные темы
Экономика региона
24.06 Развитие Мурманского транспортного узла, ресурсный потенциал региона и перевооружение судоремонтных мощностей обсудили на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики

Арктика
02.02 Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики

Социальная сфера
24.01 В Заполярье откроют театр еды

    murman.ru » Новости » Октябрь 2018 Версия для печати

четверг, 18 октября 2018   Новости Murman.ru

Атомный ледокол «Ленин» получит паспорт и охранное обязательство
18:53 Источник: Правительство Мурманской области

19 октября в 12.30 состоится церемония вручения ФГУП "Атомфлот" паспорта атомного ледокола "Ленин" как объекта культурного наследия федерального значения и охранного обязательства в отношении ледокола.

От имени Комитета по культуре и искусству Мурманской области документы вручит глава ведомства Сергей Ершов, от имени ФГУП "Атомфлот" паспорт объекта и его охранное обязательство получит и.о. генерального директора Андрей Смирнов.

Паспорт и охранное обязательство являются основными документами атомного ледокола "Ленин" как объекта культурного наследия федерального значения.

Церемония состоится на борту атомного ледокола "Ленин".

Справка

20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление № 2840-1203 о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначенного для использования в Арктике. Постановление от 18 августа 1954 года конкретизировало задачу создания атомного ледокола по срокам, этапам и основным исполнителям работ. Организаторами создания атомного ледокола "Ленин" были министр судостроительной промышленности СССР В.А. Малышев, заместитель министра судостроительной промышленности СССР А.М. Фокин, заместитель министра морского флота СССР А.С. Колесниченко, начальники Главсевморпути В.Ф. Бурханов, А.А. Афанасьев.

Общее научное руководство проектом создания атомного ледокола "Ленин" осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Петрович Александров. Инициаторами создания судовой ядерной энергетической установки стали основатели отечественной атомной энергетики академики Игорь Васильевич Курчатов и Анатолий Петрович Александров.

Ядерная энергетическая установка разрабатывалась опытным конструкторским бюро машиностроения во главе с крупным отечественным ученым Игорем Ивановичем Африкантовым, Генеральным проектировщиком атомохода было назначено Центральное конструкторское бюро, в современном наименовании – ЦКБ "Айсберг", Главным конструктором стал Василий Иванович Неганов, главным строителем – Владимир Иванович Червяков.

Архитектурно-компоновочные решения и дизайн помещений атомного ледокола "Ленин" выполнены Архитектурно-художественным бюро Министерства транспортного машиностроения СССР под руководством Юрия Борисовича Соловьева.

Атомный ледокол "Ленин" был заложен 17 июля 1956 года на южном стапеле Адмиралтейского завода в г. Ленинграде и был назван в честь Владимира Ильича Ульянова (Ленина), российского, советского политического и государственного деятеля, создателя Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) – РСДРП(б), Российской Коммунистической партии (большевиков) – РКП(б), одного из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создателя первого в мировой истории социалистического государства – СССР, председателя Совета народных комиссаров СССР, основоположника марксизма-ленинизма, идеолога и создателя Третьего, Коммунистического, Интернационала.

Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около 500 рационализаторских предложений, разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов судового оборудования. В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР.

5 декабря 1957 года атомный ледокол "Ленин" был спущен на воду. Дата начала государственных испытаний – 26 ноября 1959 года. По завершении государственных испытаний – 3 декабря 1959 года – был подписан акт Государственной комиссии о введении нового судна в эксплуатацию.

Атомный ледокол "Ленин" вошел в состав Мурманского государственного морского арктического пароходства (после ряда реорганизаций, с 1967 года – Мурманского морского пароходства), которое находилось в подчинении Министерства морского и речного флота СССР.

С 6 мая 1960 года у атомного ледокола "Ленин" порт приписки Мурманск. За тридцать лет работы в Арктике атомный ледокол "Ленин" осуществил проводку 3 741 судна, прошел 654 400 морских миль, из них 560 600 – во льдах, что по расстоянию соответствует тридцати кругосветным плаваниям по экватору. В течение всего срока эксплуатации 1959-1989 гг. он участвовал в 26 навигациях.

Основные достижения и рекорды периода эксплуатации:

– 17 октября 1961 года – впервые высажена с борта ледокола на льдину в Чукотском море дрейфующая научно-исследовательская станция с коллективом зимовщиков и экспедиционным оборудованием станции "Северный полюс-10";

– 14 ноября – 1 декабря 1970 года – рейс атомного ледокола "Ленин" с дизель-электроходом "Гижига" на трассе Мурманск – Дудинка – Мурманск. Первая продленная на зимний период навигация в Арктике;

– 26 мая – 22 июня 1971 года – сверхранний высокоширотный переход из Мурманска в порт Певек атомного ледокола "Ленин" с дизель-электроходом "Владивосток";

– 10 апреля 1974 года – за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол "Ленин" был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина;

– март 1976 года – рейс атомного ледокола "Ленин" с дизель-электроходом "Павел Пономарев", доставившим груз для газодобытчиков на мыс Харасавэй полуострова Ямал, вошел в историю как "первый ямальский экспериментальный" и положил начало зимне-весенним проводкам на полуостров Ямал, которые осуществляются при обеспечении атомными ледоколами и по сей день;

– первым среди атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации: 390 суток длился рейс в навигацию 1977-1978 годов.

Атомный ледокол "Ленин" выведен из эксплуатации в 1989 году, тогда же законсервированы атомные реакторы, демонтированы гребные винты и снят вертолет ледовой разведки. Решение о прекращении эксплуатации атомного ледокола "Ленин" принято в конце 1989 года в результате оценки по совокупности состояния корпусных и судовых конструкций после отработанных 26-и навигаций.

Письмо с призывом сохранить историческое судно было направлено в Президиум Верховного Совета СССР, при областном Фонде культуры была создана рабочая группа по изучению дальнейшей перспективы атомного ледокола, после прекращения его активной эксплуатации. В ее состав вошли моряки, технические специалисты, журналисты.

В конце 1989 года – начале 1990-х годов в адрес руководства страны поступил целый ряд обращений видных ученых и общественных деятелей, объединенных идеей о необходимости сохранения атомного ледокола "Ленин": письмо академиков Г.И. Марчука, Е.П. Велихова и А.П. Александрова Президенту СССР М.С. Горбачеву; ходатайство работников Адмиралтейского завода; коллективное обращение представительной группы общественных деятелей, включающей не только академиков, но и крупных организаторов науки – президентов научных и инженерных обществ, входящих в единый Союз; депутатов Верховного Совета СССР и руководителей Академий наук Белорусской и Украинской ССР к Председателю Совета министров СССР Н.И. Рыжкову от 5 февраля 1990 года и мн.др.

29 февраля 2000 года по инициативе Бориса Макаровича Соколова и под руководством Анатолия Васильевича Александровича был создан Фонд поддержки Атомного ледокола "Ленин", которому удалось скоординировать действия людей, видевших атомоход уникальным музеем.

В 2005 году Комитетом по культуре и искусству Мурманской области ледокол поставлен под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.

5 мая 2009 года ледокол был пришвартован к морскому вокзалу города Мурманска на вечную стоянку.

В 2016 году Атомный ледокол "Ленин" признан объектом культурного наследия федерального значения, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Является одним из 18 объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в Мурманской области.

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru