четверг, 9 апреля 2020

Еще не начался первый онлайн-урок, а министр образования Мурманской области Анна Головина уже доложила губернатору, что все идет по плану. Не уверена, входила ли в этот план трансляция порнушки в начале урока физики, но именно ее с интересом наблюдали старшеклассники двух мурманских школ. Впрочем, может быть, это был не порно-ролик, а промо?
Примерно через час после доклада Головиной родительские чаты взорвались: серверы онлайн-платформ не выдержали нагрузки, использовать их стало невозможно, сайты школ упали. Нередко к видеоконференциям (там, где их сумели провести) подключались неизвестные, слышался мат.
Журналисты тут же забросали вопросами пресс-службу правительства, но, по традиции, до ответственного за всю эту порнографию ведомства достучаться не удалось.
Анна – министр юный (и по возрасту, и по стажу), на должности и в регионе чуть больше месяца. Пока самым приметным фактом ее карьеры стал грамматический скандал: вскоре после назначения выяснилось, что 30-летняя Головина плохо пишет по-русски. Ее посты в инстаграм содержат колоссальное количество грубых орфографических и пунктуационных ошибок. "Двойка" по русскому языку министра просвещения не смутила: она заявила (тоже в инстаграм, конечно), что "писала на бегу".
А губернатор Чибис высказался в том ключе, что, мол, не учителем русского же приехала сюда работать Анна, ничего страшного. Зато технологически человек подкован. Технологически к концу онлайн-марафона станут подкованы родители.
"Наши учителя не смогли попасть в школу накануне начала учебы, чтобы получить представление о том, как работать на онлайн-платформе, им инструкции учитель информатики рассылал. А они эти инструкции переслали нам", – говорит Ника Селиверстова, журналист и мама троих детей. Старшая учится в медицинском колледже, он перешел на дистанционную форму еще до каникул.
"Дистанционка в медколледже это жесть. Им просто загрузили материалы, и они сами учатся. Ада говорит: голова болит постоянно, потому что непонятно, что откуда скачивать", – продолжает Ника.
Младший ребенок в 4-м классе, с ним оказалось проще всего, хотя в первый же день после каникул получил виртуальную двойку. За что – Ника еще не разобралась и шутит, что, мол, за ее саркастический пост о школе в соцсетях.
Тяжелее всех пришлось с дочкой-старшеклассницей: почти все предметники выбрали разные платформы для проведения уроков. Теперь Ника знает о них все. И, кажется, ненавидит. "Нет, нет, я спокойно отношусь, – возражает она.
– Просто нужно сразу понять: это не дистанционное обучение, это самообразование.
И школа только оказывает родителям методическую помощь. Хорошо, что школьная программа не такая уж сложная вещь, осилим сами".
"Классным руководителям приходится отрабатывать и с родителями на момент того, что они должны осуществлять родительский контроль", – туманно формулирует эту же мысль на заседании министр. Кажется, проблемы тут не только с письменным русским. Процесс устроен так, что основная работа – на взрослых.
Даже чисто технически: им приходят задания, они обязаны выполненные упражнения отсылать педагогам… Семьи, где родители продолжают работать, не приняли в расчет.
"Работа и дистанционное обучение, все, мне конец!" – пишет подруга, которая служит в полиции.
Другая, психолог на удаленке, прислала видео: сын рыдает в голос, кричит, что ненавидит "этого Тютчева". У них первым уроком оказалось чтение. Задание прислали на почту родителям: "Познакомься с биографией, прочитай стихотворение, выучи, прочитай наизусть, а видео пришли учителю на электронку". Сниматься в "кино" сын напрочь отказался. А я боюсь представить, сколько "хоум-видео" придется посмотреть не менее замученному педагогу, от которого требуют показателей.
Министр на совещании пообещала, что внедрять ноу-хау будут "в зависимости от оснащенности и технической возможности".
И на том спасибо: учителям школы села Краснощелье милостиво позволили не использовать интернет-технологии. Потому что в Краснощелье нет скоростного интернета. Отдаленное село девять месяцев в году отрезано от мира. Добраться туда можно на вертолете за немалые деньги, даже с учетом субсидии местным жителям. Смутно подозреваю, что с учетом этого естественного барьера краснощельцам вирус не очень страшен. Тем не менее все полсотни краснощельских школьников ушли на дистанционку.
Выглядит она так: накануне в "ВКонтакте" вывешивается расписание, а в 9 утра учителя начинают обзванивать детей по телефону.
Так, по телефону, проводятся уроки.
"Везде есть свои плюсы: например, Никки на дистанционной технологии научился готовить салат цезарь, а Камила на дистанционной физре научилась проводить дезинфекцию раствором воды и самогона. По остальным предметам пока больше непонятного, чем понятного", – написала Ника в конце первого учебного дня.
Пока ее радует только спортшкола. Молодой тренер каждый день присылает видео тренировки, которое специально для его учеников записывают профессиональные хоккеисты. Но в обычной (обязательной) школе ничего подобного для детей почему-то придумать не смогли. Видимо, понадеялись на родителей.
"Суп варю на переменах, – пишет одна из мам. – Завтра утро начну с горячительного".