пятница, 30 июня 2023

29 июня 2023 года вступили в силу поправки в четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяющие гражданам регистрировать товарные знаки
Ранее Гражданский кодекс предусматривал возможность регистрации товарного знака только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Поправками в ГК исключаются слова «юридические лица и индивидуальные предприниматели», а в число заявителей на регистрацию товарного знака включается «гражданин» (Федеральный закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28.06.2022 N 193-ФЗ).
Таким образом, любое частное лицо (включая «самозанятых», но не обязательно) вправе зарегистрировать в качестве товарного знака логотипы, слоганы, упаковку, оригинальный принт, этикетку и прочие объекты интеллектуальной собственности.
Возможность регистрации товарного знака на физлицо может быть полезна учредителям, владельцам или руководителям бизнеса, кто хочет зарегистрировать товарный знак на себя, а не на фирму, чтобы в случае ухода сохранить за собой интеллектуальную собственность.
Кроме того, такая возможность полезна самозанятым гражданам для фиксации прав на разработанный товарный знак или способ индивидуализации товаров и услуг.
Выделяют следующие виды товарного знака:
- словесный – название бренда или компании, слоган;
- изобразительный – логотип компании;
- объемное обозначение – трехмерные объекты, фигуры и прочие (например, оригинальная упаковка или форма товара);
- звуковой – звуки, шумы, фрагменты музыкальных произведений;
- комбинированный – наиболее часто встречающийся вариант, который сочетает название бренда, логотип и фирменные цвета.
Важно помнить, что товарным знаком не могут быть государственные символы, наименования международных организаций, обозначения, вошедшие во всеобщее употребление.
Товарный знак также не должен вводить клиентов в заблуждение. Поэтому нельзя употреблять обозначения, такие как «всероссийское», РФ, названия регионов, а также схожие с уже зарегистрированными знаками до степени смешения элементы.
Проверка на уникальность является одним из обязательных этапов регистрации товарного знака.
/ Комитет по туризму Мурманской области /