пятница, 17 ноября 2023

Добродушна, улыбчива, открыта к общению. Так можно сказать об этой милой темнокожей девушке, которая вот уже год работает терапевтом в поликлинике Кандалакшской центральной районной больницы.
Тамбов лучше, чем Китай
– Меня зовут Крисенция Питер Машаури. Но местные бабушки, которые приходят ко мне на прием, называют на русский манер – Ксения Петровна, – широко улыбается она.
Крисенция родом из Танзании. У нее большая семья – семь братьев и сестер. Одна сестра работает в Санкт-Петербурге лаборантом – делает рентген и узи, брат учится на стоматолога у себя на родине.
– Я в 2013 году окончила школу и поступила в медицинский институт в Танзании. Но мне обучение там не понравилось. И мы с родителями стали искать что-нибудь за границей. Выбирала между США, Китаем и Россией. Решила поехать в Тамбов, поступила там в медицинский университет, – рассказала Крисенция. – В России хорошее образование в медвузах – и по качеству, и по стоимости. И потом, там было много иностранных студентов, что мне тоже понравилось.
Ее родной язык – суахили.
– Ой, он очень легкий, за полгода можно отлично выучить. А вот русский – очень сложный. Много правил, склонения, падежи... В Тамбове можно было учиться на английском, но я решила, что надо учить русский, – говорит девушка.
И выучила. Сегодня Крисенция Машаури говорит по-нашенски пусть и с акцентом, но по всем правилам. Чуть, пожалуй, ударения путает, однако это дело наживное. После получения диплома немного поработала в Тамбове, потом на пару месяцев поехала в Танзанию, но заскучала и вернулась в Россию. И стала искать работу.
Врач из Африки
– Я нашла несколько мест в разных городах, в том числе и здесь. Написала заявки. Где находится Кандалакша, я и не знала. Даже названия такого никогда не слышала, – признается девушка. – Но в решающий момент мне лично позвонила главный врач районной больницы, рассказала обо всех условиях работы, оплаты труда. И я согласилась. Вот уже год, как работаю здесь. Перед приездом у своих русских друзей поспрашивала, что да как. Они сказали, что климат, конечно, в Заполярье жесткий, но жить можно. Впрочем, в Тамбове тоже зимы снежные и морозные. Я просто человек открытый, готова ко всему новому. Одну полярную зиму уже пережила.
Приехав, Крисенция сразу же купила теплую одежду – куртку, ботинки, перчатки.
– Бабушки местные, когда на прием приходили, мне все посоветовали, что и в каком магазине покупать, – рассказала она.
Пациенты поначалу встретили ее немного не то чтобы настороженно, но с некоторым удивлением: кто она такая, почему приехала к нам в Кандалакшу? Но когда обнаружили, что та и специалист неплохой, и довольно хорошо говорит по-русски, все стало на свои места.
– Сегодня одна из бабушек приходила, пообщалась со мной и пригласила к себе домой в гости. Сказала, что приготовит для меня пирожки и какую-то гречневую кашу. И вообще сказала, что я могу считать ее своей бабушкой. Так что у меня и на работе, и в личной жизни все в порядке.
Да, недавно у Ксении Петровны появился молодой человек. Рассказывает, что нашел ее фото в Интернете, удивился, что та работает в Кандалакше. Сам живет в Полярных Зорях, трудится на атомной электростанции. Созвонились, повстречались...
– Ходили в ресторан несколько раз, ездили в Полярные Зори, в Апатиты, в Кировск. Я на лыжах пробовала в Тамбове кататься, но не получилось. Он обещал научить, – рассказала Крисенция.
Расспрашиваю о планах: не надоест, не сбежит ли? Говорит, что нет, не сбежит. В этом году она поступила в ординатуру, учится на невролога. А такой специалист в Кандалакше нужен.
Общий язык – русский
В это время навстречу нам попадается коллега Крисенции, тоже терапевт – Асель Сапарбаева. Она из Киргизии.
– Я окончила Ошский государственный университет. А сюда пригласила подруга, которая здесь работает. Я приехала и не жалею, – рассказала Асель.
Вообще в последнее время в Кандалакшской ЦРБ сложился довольно интернациональный коллектив. Причем работают специалисты из далеких от России стран. К примеру, Абуруб Омар Джамал приехал из Иордании. Он окончил Петрозаводский государственный университет, сейчас работает терапевтом в кандалакшской поликлинике. Между собой иностранные врачи общаются, естественно, на русском.
– Мы проводим большую профориентационную работу по привлечению к нам медицинских специалистов. Встречаемся со школьниками, с их родителями. В институтах общаемся с будущими выпускниками. С некоторыми еще во время учебы заключаем договоры об устройстве на работу к нам, – рассказала главный врач Кандалакшской центральной районной больницы Наталья Лобанова. – А в медицинских университетах сейчас очень много иностранных студентов. Нам очень нравится, что ребята эти очень целеустремленные, они серьезно изучают русский язык, хорошо осваивают знания.
Сейчас в подразделения Кандалакшской районной больницы кроме терапевтов требуются уролог, стоматолог, педиатр, другие специалисты. По словам Натальи Лобановой, в будущем году сотрудники ЦРБ вновь поедут в российские вузы, чтобы приглашать в Кандалакшу медицинских работников. Привлекать есть чем. Те, кто приезжают и заключают трудовой договор, получают единовременное пособие в размере полутора миллионов рублей. Эти деньги выдаются из областного бюджета по региональной программе квотирования рабочих мест. Причем выплаты распространяются как на граждан России, так и на иностранцев. Получив эти деньги, специалист должен отработать на этом месте не менее пяти лет.
– К нам едут потому, что Кандалакша – это довольно большой город, у нас развитая инфраструктура, большой коллектив врачей, с которыми можно пообщаться, есть наставничество, – рассказала главный врач ЦРБ. – Кроме того, и это немаловажно, мы предоставляем приезжим медицинским работникам служебное жилье или компенсируем стоимость его аренды.
Что касается нашей героини, то в ближайшее время Крисенция собирается в небольшой отпуск, хочет навестить родителей в Танзании. Там сейчас сезон дождей, но температура круглый год – плюс 27. Однако теплую одежду с собой брать придется, ведь, когда вернется, в Кандалакше будет уже глубокая зима.
Опубликовано: Мурманский вестник от 17.11.2023