воскресенье, 16 ноября 2025

В связи с внедрением системы единого платёжного документа для дистанционной оплаты жилищно‑коммунальных услуг мошенники активизировали свои усилия в данной сфере. Злоумышленники создают фишинговых ботов в одном из мессенджеров, которые имитируют официальные сервисы управляющих компаний.
Такие мошеннические ресурсы позиционируются как якобы полноценные аналоги личных кабинетов жильцов и предоставляют видимость доступа к ключевым функциям: передаче показаний приборов учёта, оплате платёжных документов, а также подаче заявок в диспетчерскую службу.
Для вовлечения потенциальных жертв преступники применяют несколько схем. В частности, они рассылают ссылки на фишинговый бот через личные сообщения, выступая от имени управляющей компании. Кроме того, вредоносные ссылки распространяются под видом сообщений от председателя товарищества собственников жилья или жилищно‑строительного кооператива. Ещё одним способом продвижения мошеннического бота‑ассистента становится его реклама для оплаты жилищно‑коммунальных услуг через чаты жилых комплексов или электронную почту.
В процессе взаимодействия с подобным ботом пользователь вынужден предоставить ряд персональных данных: номер телефона, сведения о месте жительства, а также ввести в регистрационную форму код подтверждения из полученного СМС‑сообщения.
Так, в дежурную часть МО МВД России «Апатитский» обратился местный житель с заявлением о краже денежных средств с банковского счета.
В ходе беседы полицейские выяснили, что заявителю на личную электронную почту по видом оплаты жилищно-коммунальных услуг поступила ссылка. Перейдя по ней и, заполнив необходимые реквизиты оплаты, мужчине на мобильный телефон поступило СМС с якобы кодом подтверждения. После ввода данного кода с банковской карты северянина были списаны денежные средства в размере 38 тысяч рублей.
По данному факту возбуждено уголовное дело по пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ (кража с банковского счета).
В целях обеспечения информационной безопасности и предотвращения мошеннических действий рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:
Проявлять повышенную бдительность при получении любых электронных сообщений и ссылок, вне зависимости от степени их официальности. Не осуществлять переход по ссылкам, особенно в случаях, когда они содержат обещания упрощённой оплаты услуг и требуют ввода персональных или платёжных данных.
Воздерживаться от скачивания и установки непроверенных программных продуктов. Следует учитывать, что ссылки на загрузку вредоносного программного обеспечения нередко маскируются под сервисы оплаты услуг, при этом могут привести к компрометации персональных данных или нанесению ущерба электронному устройству.
Осуществлять оплату жилищно‑коммунальных услуг исключительно через официальные каналы: интернет‑сайты уполномоченных организаций или отделения банков. Исключить использование платёжных ссылок, полученных посредством электронной почты или СМС‑сообщений.
В случае возникновения сомнений в подлинности полученного сообщения незамедлительно уточнять информацию у поставщика услуг. Для этого необходимо связаться с управляющей компанией или поставщиком услуг по официальному номеру телефона, указанному в платёжных документах или на официальном сайте организации.