Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Природа и экология Кольского полуострова

Экономика региона

Проблемы ЖКХ

Радиационная безопасность

Социальная сфера

Арктика

Образование и наука

Выборы в Мурманске и области

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Северный флот

Отопительный сезон в Мурманской области

Международное сотрудничество

Политика

Транспорт

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Спорт

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

23 декабря 2014 г. 13:35

Российская газета

Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты

С 2015 по 2017 год российские нефтяники начнут инженерные и геохимические исследования в Баренцевом море на лицензионном участке Западно-Приновоземельский. Недавно программа исследований была одобрена на общественных слушаниях в Архангельске. В дальнейшем на этом участке предполагается пробурить поисково-оценочную скважину.

Однако эксперты отмечают, что нефтяников и газовиков, работающих на российском арктическом шельфе, ждут серьезные сложности. Стоимость одного барреля нефти опустилась существенно ниже того уровня, который заложен в шельфовых проектах, отметил член научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Григорьев.

Трезвый взгляд на шельф

По словам эксперта, переоценивать перспективы арктической нефти и газа не стоит. Объем углеводородов, добываемых на шельфе, еще долго будет незначительным. Группы месторождений, разрабатываемых в Арктике, аналитики условно делят на две части. К первой относятся те, которые расположены на шельфе. Вторая группа месторождений размещена на суше, но для их разработки требуется морская инфраструктура. Всего там реализуются более 40 проектов, которые, в свою очередь, можно разделить на 10 зон хозяйственной деятельности. До 2030 года добывать углеводородное сырье в Арктике предполагается только в тех зонах, где разработка нефтегазовых месторождений уже ведется. Это береговая зона Тимано-Печорской провинции, север Западной Сибири (междуречье Оби и Енисея) и шельф Печорского моря с Приразломным месторождением.

– Для разработки шельфа с точки зрения климата наиболее благоприятна центральная часть Баренцева моря – бывшая "серая зона", – считает Михаил Григорьев. – Однако по условиям лицензионных соглашений предполагается, что она будет вовлечена в разработку после 2030 года. Это означает, что перспективы разработки Штокмана отодвигаются в еще более далекое будущее. "Газпром" аккуратно перенес начало его освоения на период после 2025 года. Но я считаю, что "Газпром", который имеет более 50 процентов лицензионных запасов промышленной категории на суше, вряд ли будет активным инвестором в этих дорогостоящих проектах – в отличие от "Роснефти", мотивированной на изучение арктического шельфа с целью расширения ресурсной базы.

По оценке аналитика, к 2030 году на арктическом шельфе будет добываться не более трех процентов нефти от всего объема по стране в целом, а газ не будет добываться вовсе. Не стоит забывать, что коммерческая успешность многих российских месторождений пока под вопросом. А там, где принято решение добывать углеводороды, газовики и нефтяники подчас сталкиваются с огромными сложностями.

– Мы работаем в очень суровых климатических условиях – льды и сильные шторма осенью, – отметил начальник управления по обеспечению производства оператора проекта компании "Газпромнефть-Сахалин" Алексей Фадеев, рассказывая об освоении Долгинского нефтяного месторождения. – Инфраструктура там только развивается, а между подрядчиками и поставщиками почти отсутствует конкуренция. Само месторождение имеет сложную структуру, оно вытянуто в длину на 90 километров, а глубина моря в районе месторождения составляет от 35 до 50 метров. Расстояние от береговой поддерживающей инфраструктуры составляет порядка тысячи километров, а база обеспечения находится в Мурманском морском рыбном порту. Первая отгрузка нефти намечена на начало 2020-х годов.

Структура для поставщиков

В то же время в Арктике есть мощные источники формирования грузовой базы. Речь идет о многих активно развивающихся проектах, в числе которых "Ямал-СПГ", "Новый порт", растущий Варандей и другие. Все они требуют активного участия различных групп поставщиков, работу которых нужно определенно перестроить. Почти 10 лет назад были созданы две группы предприятий – "Мурманшельф" в Мурманске и "Созвездие" в Архангельске. Эти ассоциации выходят за пределы субъектов РФ, так как они включают множество компаний как из других регионов России, так и зарубежных. Действовать вразнобой они не могут, тем более в сегодняшних экономических условиях. Это означает, что группы поставщиков нужно структурировать по тем задачам, которые они выполняют в процессе поиска, разведки и освоения месторождений. Имеет смысл более четко выстроить эту организацию с привязкой к конкретным этапам работ. Но здесь есть определенная проблема: в работе на этапе разведки заинтересована очень небольшая группа организаций. Что касается обустройства месторождений, то здесь участников намного больше. Судя по всему, необходимы меры, чтобы привлечь к разведочному этапу большее количество претендентов на участие.

Очень важно понимать, что поставщик может четко планировать свою деятельность, если он имеет привязку к определенному виду работ или услуг и представляет, когда они могут понадобиться, исходя из условий лицензионного соглашения. Это условие следует особенно учитывать вузам Мурманска и Архангельска при подготовке специалистов. Программа их обучения должна быть четко увязана с временными вехами освоения шельфа. По мнению экспертов, сегодня этого пока не наблюдается.

Баррель дешевеет

Свою лепту в трудности освоения российского арктического шельфа вносят санкции. Летом ЕС и США запретили ввозить в Россию оборудование и технологии для бурения в Арктике, на глубоководном шельфе и месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. Сейчас российские нефтегазовики пытаются найти альтернативу в России или Азии, но для производства буровых установок в России или Китае нужны компоненты, которые делают в Северной Америке. Найти им замену будет сложно. Но более существенная проблема в том, что стоимость нефти уже опустилась ниже 60 долларов за баррель, тогда как во всех арктических проектах заложено 100 долларов за баррель. Любопытно, что месторождение "Голиаф" на норвежском шельфе, разработка которого должна начаться в 2015 году, рентабельно при цене 95 долларов за баррель. "Лукойл" планирует бюджет 2015 года, исходя из цены на нефть на уровне 80-85 долларов за баррель, добавил Михаил Григорьев. При этом США сохраняют позитивную динамику добычи нефти на сланцевых месторождениях до уровня цены 67 долларов за баррель. По оценкам Роснедр, добыча трудноизвлекаемой нефти к 2025 году может составить 52 миллиона тонн. Для этого потребуется около 100 миллиардов долларов инвестиций.

До 2030 года добывать сырье в Арктике будут там, где разработка месторождений уже ведется.

Впрочем, с проблемой дороговизны добычи черного золота сталкиваются все нефтедобывающие страны. Разработка шельфовых месторождений связана с множеством рисков – как природных, так и экономических. Например, затраты на бурение шельфа очень высоки, и в результате шельфовые запасы углеводородов изучены недостаточно, а без этого невозможно оценить перспективную рентабельность того или иного месторождения. Как отмечают ученые Кольского научного центра РАН Алексей Череповицын и Федор Ларичкин, действенным инструментом могло бы стать перераспределение финансовых затрат недропользователя на экономическую выгоду от другой деятельности. Еще один вариант – уменьшить налоги на всю величину затрат на проведение геолого-разведочных работ. Кроме того, возможно создание консорциумов из нескольких инвесторов – это помогло бы снизить затраты и риски на этапе геологоразведки. Но подобных механизмов сегодня в законодательстве мало, а те, которые имеются, применять очень сложно. Здесь необходима большая законодательная работа. Еще один вариант – львиную долю геологических рисков может взять на себя государство, финансируя геологоразведку напрямую.

 
 Статьи по теме 
14.08.2019Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета)
30.04.2019Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС)
10.04.2019В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета)
25.03.2017Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM)
12.07.2016В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета)
18.03.2016"Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ)
03.02.2016Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета)
25.11.2015В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета)
29.07.2015Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС)
03.07.2015Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости)
30.06.2015Буровая стратегия (Российская газета)
19.06.2015В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета)
02.06.2015Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС)
27.05.2015"Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ)
17.02.2015Арктика подождет (Российская газета)
24.01.2015Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман")
12.01.2015Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета)
26.12.2014"Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета)
23.12.2014Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета)
10.12.2014"Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ)
28.10.2014"Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru)
24.09.2014"Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК)
22.09.2014Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости")
09.09.2014"Газпром" получил право на новое месторождение (Ведомости)
06.08.2014Добыча нефти нуждается в более эффективных технологиях (Российская газета)
28.07.2014"Роснефть" разместит в Мурманске базу по разработке проектов шельфа (РИА "Новости")
16.06.2014Штокман могут перезапустить на новых технологиях (ИТАР-ТАСС)
23.05.2014Игорь Сечин вышел к Баренцеву морю (КоммерсантЪ)
10.02.2014В Мурманской области построят судостроительный центр "Роснефти" (Российская газета)
21.01.2014Новый газовоз для Штокмана получил официальное имя "Великий Новгород" (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
12345678910111213

 
 
Copyright © 1999 — 2019
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru