18 июня 2004 г. 11:32
Беседовала Татьяна Чеснокова, ИА "Росбалт"
РОСБАЛТ
Дефицит мощностей, обеспечивающих транспортировку и экспорт нефти, заставляет планировать строительство новых магистральных нефтепроводов. Споры вокруг одного из существующих на сегодняшний день проектов – нефтепровода "Западная Сибирь – Мурманск" – идут уже довольно давно, причем глава Ненецкого автономного округа Владимир Бутов активно пропагандирует идею о переориентации трубы с Мурманска на Индигскую губу в НАО, утверждая, что в этом случае стоимость проекта окажется существенно меньше. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, напротив, уверен, что мурманский вариант стратегически более выгоден. Свою позицию он представил в интервью "Росбалту".
– Юрий Алексеевич, на Петербургском экономическом форуме снова был поднят вопрос о конечной точке "Северного нефтепровода". Да и глава Ненецкого автономного округа Владимир Бутов настаивает на том, что губа Индига на территории его округа – наиболее выгодный вариант для строительства портового комплекса – конечной точки нефтепровода. Каково ваше мнение?
– Причины заинтересованности губернатора НАО понятны. Большая часть его доводов в пользу строительства портового перегрузочного комплекса в районе губы Индига и мыса Святой Нос на территории округа не выдерживают никакой критики. Даже наиболее часто встречающийся аргумент – об удешевлении стоимости проекта за счет сокращения трассы – не просчитан с учетом перспектив рынка: цена на нефть не всегда будет $40 и более за баррель.
Учитывает ли кто-нибудь сейчас, что в случае падения на мировом рынке цен на нефть перевалка в Индигской губе будет крайне невыгодна с экономической точки зрения и то, что в такой ситуации миллиарды долларов инвесторов будут выброшены на ветер? Вновь встанет вопрос об экономической целесообразности перевалки в танкеры большого дедвейта, которые может принимать только Мурманская область. Что делать тогда – переваливать в несколько этапов? Можете себе представить, как это скажется на экономике проекта.
– Как вы оцениваете саму идею перегрузки нефти в этом районе?
– Вы, наверное, помните, что ранее нефтяными компаниями было принято решение не рассматривать мыс Канин Нос и губу Индига в качестве мест возможного строительства терминала из-за необходимости использовать в этих вариантах танкеры ледового класса. Я знаю, что компания "Лукойл" по-прежнему считает наш регион наиболее целесообразной конечной точкой проекта. Какая-то выгода в цене строительства трубопровода в НАО полностью перечеркивается гидрометеорологическими и особенно ледовыми условиями, исключающими возможность безопасной погрузки танкеров, не относящихся к усиленному ледовому классу, в осенне-зимний и весенний периоды.
Индигская губа имеет глубины менее 20 метров и для супертанкеров практически недоступна. По данным гидрографической службы КСФ, пригодные для стоянки танкеров места могут располагаться в средней части Чешской губы на широте мыса Бармин, где постановка судна возможна на удалении примерно четырех миль и более от берега. При северных ветрах высота волн составляет от 6,1 до 8 метров, продолжительность ледостава – около 6 месяцев в году, максимальная толщина льда – до 70-80 см. В суровые зимы происходит становление торошенного припая значительной толщины. Приливы в Чешской губе полусуточные и имеют амплитуду 2,4 – 2,9 метров. Скорость приливно-отливных течений значительная и может превышать 4 узла.
Владимир Бутов говорит о преимуществах Индигской губы по сравнению с Мурманском, но сам при этом почему-то сравнивает ее с терминалом Варандей, расположенным рядом в Печорском море. И это при том, что в навигационно-гидрологических и ледовых условиях на Варандее и в Индигской губе, в районе мыса Святой Нос, по большому счету, больших различий нет. Нельзя же всерьез утверждать о преимуществах Святого Носа как естественного ледового причала. Естественное укрытие на десятки километров – это абсурд. На таких акваториях по площади волнообразование уже само по себе опасно!
Но самое главное – производственной и социальной инфраструктуры там попросту нет, все нужно создавать с нуля. На Кольском полуострове все обстоит иначе. Функционирует мощный портовый комплекс, обеспечивающий надежное круглогодичное передвижение судов. В него входят крупные компании по обслуживанию эксплуатации судов, ледоколов общего и специального назначения с атомными энергетическими установками, мощные базы и предприятия по ремонту судов и ледоколов, специализированные службы по аварийно-спасательным работам и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море, включая разливы жидких углеводородов. Кроме этого этот комплекс включает базы геологоразведки и добычи полезных ископаемых как на суше, так и на шельфе арктических морей.
В то же время преимущества заливов Кольского полуострова очевидны. Это глубоководные, способные принимать супертанкеры, не замерзающие, свободные от волнений акватории. Это ничем и никем не ограниченный выход в открытый океан с относительно небольшой интенсивностью судоходства, надежная связь Кольского полуострова железнодорожной и автомобильной магистралями с промышленно развитыми регионами России, развитая социальная инфраструктура, дешевая электроэнергия, высококвалифицированная рабочая сила и многое другое.
– Почему же настойчиво ведется речь об изменении направления транспортировки и перевалки нефти из Западной Сибири? Чьи интересы стоят за этими разговорами?
– На мой взгляд, такой крупный специалист в своем деле, профессионал высокого класса, как Семен Вайншток, не может не осознавать тех огромных проблем, которые возникнут в результате изменения маршрута нефтепровода. Создается впечатление, что к реальной работе над проектом, несмотря на огромную заинтересованность российских и иностранных инвесторов, никто не спешит приступать и сам проект может быть отложен "в долгий ящик". Слова Владимира Бутова о том, что "глава "Транснефти" давно уже просчитал экономическую составляющую проекта и сделал вывод в пользу действительно выгодного варианта", свидетельствуют только о намерении главы НАО в канун непростых для него выборов пролоббировать свои местнические интересы, не учитывая действительные потребности страны, что бы ни говорил губернатор округа о защите государственных интересов.
Теперь все зависит от добросовестности и непредвзятости исполнителей. Нельзя, чтобы на решение такого важного вопроса влияли политические, лоббистские и иные мотивы.
Стоит напомнить, что на мое обращение в адрес президента России В.В.Путина по вопросу развития Мурманской транспортной системы имеется резолюция главы государства от 12.04.2004: "Фрадкову М.Е. – поручите проработать с учетом интересов развития региона". Мы считаем, что создание уникальной транспортной системы с перевалкой нефти через наши заливы, с учетом масштабности задачи, ее важности для экономики и будущего России, имеет бесспорные преимущества. Обратного еще пока никто не доказал.
И прежде чем попросить доказать необходимость изменения трассы, наш премьер должен был потребовать от руководства "Транснефти" показать ТЭО, которое этому ведомству Правительство России поручило разработать 17 апреля 2003 года, предусмотрев для этого срок – один год. На все вопросы сомневающихся объективно и беспристрастно может ответить только этот документ. Все остальное – голый лоббизм.
06.10.2021 | Мурманской области нужны дополнительные средства на отказ от мазута (РИА "Новости") |
01.10.2021 | Газпром потратит более полумиллиарда рублей на консервацию дороги к Штокману (Интерфакс) |
09.07.2021 | Газификация Мурманской области стоит более 300 млрд рублей (ТАСС) |
29.05.2021 | Газификация Мурманской области позволит привлечь 400 млрд рублей инвестиций (Интерфакс) |
15.05.2021 | Расчёты по газификации Заполярья сделают к 15 июня (Интерфакс) |
23.07.2020 | Для газификации Мурманской области потребуется 4,8 млрд тонн газа в год (Интерфакс) |
09.12.2019 | Отпарные газы "Новатэка" не помогут газифицировать Мурманскую область (REGNUM) |
14.08.2019 | Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета) |
30.04.2019 | Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС) |
10.04.2019 | В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета) |
25.03.2017 | Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM) |
12.07.2016 | В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета) |
18.03.2016 | "Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ) |
03.02.2016 | Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета) |
25.11.2015 | В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета) |
29.07.2015 | Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС) |
03.07.2015 | Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости) |
30.06.2015 | Буровая стратегия (Российская газета) |
19.06.2015 | В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета) |
02.06.2015 | Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС) |
27.05.2015 | "Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ) |
17.02.2015 | Арктика подождет (Российская газета) |
24.01.2015 | Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман") |
12.01.2015 | Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета) |
26.12.2014 | "Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета) |
23.12.2014 | Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета) |
10.12.2014 | "Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ) |
28.10.2014 | "Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru) |
24.09.2014 | "Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК) |
22.09.2014 | Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|