2 декабря 2020 г. 06:43
Российская газета
При промышленном освоении Арктики необходимо учитывать накопленный экологический ущерб и заранее предусматривать расходы для восстановления природной среды после того, как тот или иной производственный объект будет закрыт. Об этом шла речь на 29-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества "Курс на Север: устойчивое развитие как приоритет".
Эксперты подчеркнули, что проблемой планетарного масштаба в области нефтегазодобычи стала утечка углеводородов по заколонному пространству – зазору между колонной обсадных труб, по которым подается нефть или газ, и стенкой скважины. В Арктике эта проблема стоит наиболее остро, поскольку мерзлота вносит дополнительный негативный фактор, подчеркнул заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. Например, в 1980 году началась самая крупная экологическая катастрофа в Арктике на Кумжинском месторождении. Формально утечка углеводородов остановлена, но, по данным спутникового наблюдения из космоса, она продолжается и сейчас.
По данным Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, на территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в Коми пробурено и отработано около 4500 скважин, из них более 3900 являются бесхозными. Официально считается, что на 50 процентах из них происходили аварийные утечки. Из-за этого в окружающую среду за 30 последних лет попало свыше пяти миллионов тонн нефти, при этом в подземных водах на отдельных участках содержание нефтепродуктов в 268 раз превышает норму. Многие из этих скважин не имеют точных координат расположения – достоверные данные о местонахождении есть только по двум тысячам скважин. Это требует создания объективного банка данных по фонду ликвидируемых и законсервированных скважин, находящихся за пределами горных отводов добывающих предприятий и на нераспределенных участках недр.
Одним из решений проблемы на будущее может стать создание ликвидационных и компенсационных фондов с самого начала реализации промышленных проектов, отметил директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Валерий Крюков.
Речь идет об огромных суммах. В частности, в России расходы на правильную ликвидацию только одной нефтяной скважины нефтедобычи достигают 200 миллионов рублей. При этом существуют тысячи брошенных промышленных объектов другого рода – хвостохранилища, свалки металлолома, шлаковые отвалы, брошенные производственные строения, ликвидация каждого из которых подразумевает создание индивидуального проекта и затраты от десятков миллионов до нескольких миллиардов рублей. Действенные механизмы по сохранению этих средств еще предстоит создать.
Директор СОПС по вопросам экологии и природопользования, член правления ВЭО России Анатолий Шевчук предложил разработать отдельную подпрограмму по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктическом регионе, подготовить современную методику оценки ущерба и утвердить порядок и условия учета затрат компании, причинившей вред природным объектам. Эти предложения лягут в основу плана реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ, который должен быть подготовлен к концу текущего года.
Были высказаны и другие предложения. Первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров высказался за запрет ввоза в Арктическую зону России изделий, содержащих токсичные отходы. По его мнению, необходимо принять концепцию экономики "замкнутого цикла" и ввести для резидентов АЗРФ обязательство следовать принципу нулевого негативного воздействия на окружающую среду.
– Необходимо стимулировать затраты на охрану окружающей среды, в том числе по ликвидации ранее накопленных ущербов, создавать специализированные экологические фонды на основе использования "зеленых" финансовых инструментов, – заявил Иван Петров.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|