27 января 2021 г. 06:35
Российская газета
Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК) опубликовало интерактивную брошюру "Навигатор востребованных профессий в Арктической зоне Российской Федерации 2021-2035". В брошюре содержится информация о профессиях, отраслях экономики, где эти специальности наиболее востребованы, в разбивке по регионам.
"Навигатор" сформирован на основе данных крупного исследования кадровой потребности в арктических регионах, которое проводилось в 2020 году впервые в современной истории России. В ходе исследования было опрошено более 3300 организаций, которые включают в себя две трети среднесписочной численности работников предприятий реального сектора экономики и социальной сферы Арктики.
Предполагается, что брошюра станет удобным руководством по трудоустройству для всех, кто намерен жить и трудиться в высоких широтах.
По данным АРЧК, в ближайшие 15 лет предприятия Российской Арктики создадут более 182 тысяч рабочих мест. Наиболее востребованными северными профессиями сейчас остаются врач, медсестра, учитель, воспитатель, электрогазосварщик, водитель автомобиля. В то же время ситуация на рынке труда сильно зависит от экономической специфики регионов. Так, в Мурманской области востребованы докеры-механизаторы, дробильщики и матросы. В то же время в Ненецком автономном округе крайне востребованы оленеводы и операторы по добыче нефти и газа. Появились и новые "арктические" профессии, которые уже прочно заняли свою нишу. В их числе оператор беспилотных аппаратов для разведки месторождений и метеоэнергетики, судовой врач и такая экзотическая профессия, как домработница в кочевых жилищах – чумработница, в обязанности которой входит оказание помощи оленеводам.
С учетом значимости и перспективы развития Северного морского пути определен список морских специальностей для Арктики. Например, в 2021 году для обеспечения деятельности СМП потребуются 462 капитана судов, 87 докеров-механизаторов и 72 матроса. По словам заместителя директора по делам Арктики АРЧК Ивана Ефимова, информация "Навигатора" будет ежегодно актуализироваться.
Накануне аналогичное исследование провели специалисты Петрозаводского государственного университета Ирина Степусь, Анна Симакова и Евгений Питухин, которые опросили 74 крупнейшие компании Арктики. В их число вошли 17 предприятий Мурманской области, 14 предприятий Ненецкого автономного округа, девять предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа, по восемь работодателей из Архангельской области, Красноярского края и Чукотского автономного округа, семь работодателей Карелии и три из Республики Коми. На основе этих данных составлен перечень наиболее востребованных профессий, требующих высшего и среднего образования. Ученые провели сопоставительный анализ 50 профессий и получили любопытные данные. Выяснилось, что 40 профессий относятся к системе среднего профессионального образования (СПО), однако не по всем из них ведется подготовка кадров в арктических регионах.
– В арктических регионах не ведется подготовка кадров для 14 профессий из топ-40 специалистов среднего профессионального образования, – отмечают исследователи. – По ряду востребованных профессий это объясняется высокими требованиями к материально-технической базе образовательных учреждений СПО.
Согласно данным исследования, сложнее всего с профессиональной подготовкой в сфере СПО дела обстоят в Ненецком автономном округе и Карелии.
Итоги работы ученых еще раз подтвердили: в Арктике наиболее востребованы квалифицированные работники со средним профессиональным образованием. В перечне востребованных арктических специальностей 80 процентов составляют профессии, требующие среднего профессионального образования, и только для 20 процентов требуется вузовский диплом. Данные выводы согласуются со статистикой Роструда, согласно которой более половины всех вакансий рынка труда арктических зон предполагают труд квалифицированных рабочих: сварщиков, фрезеровщиков, токарей, специалистов по обслуживанию промышленных станков, машинистов, операторов.
Это означает, что первоочередные меры необходимы для развития в Арктике системы СПО. Эксперты рекомендуют развивать сотрудничество между арктическими училищами и колледжами и аналогичными образовательными организациями других регионов – в первую очередь для целевой подготовки дефицитных кадров. Частично нехватку квалифицированных рабочих можно восполнить за счет подготовки кадров в многофункциональных центрах прикладных квалификаций.
Кроме того, необходимо уделять постоянное внимание профориентации, особенно среди молодежи. Пробудить интерес молодых людей к работе в Арктике не так сложно – разумеется, при условии, что социально-экономическое развитие северных регионов не останется на месте, считает Вадим Кудряшов, директор проектов Центра арктических исследований и проектов Северо-Западного института управления. По его словам, нынешним 20-30-летним гражданам присущи готовность работать на масштабных и значимых для страны проектах, желание быстро продвигаться по карьерной лестнице, высокая мобильность, подразумевающая отсутствие страха перед переездами и сменой окружения.
– Основная отличительная черта поколения – борьба за эмоции, – подчеркивает Вадим Кудряшов. – Они готовы идти на край света, чтобы "полностью вкусить жизнь", ощутить разные эмоции и сохранить в памяти впечатления. Работа в Арктике очень подходит под эти критерии.
В частности, Санкт-Петербург насыщен профильными вузами по направлениям работы в арктических зонах, сюда стекаются абитуриенты со всей России и не только. Многих из них можно привлечь в Арктику, считает эксперт. Для этого нужно наладить систему информирования студентов о преимуществах, которые дает работа в высоких широтах, провести для них брендинг северных территорий. Также следует разработать релокационные пакеты – систему мер поддержки специалистов, находящихся на вахте на Севере или вернувшихся оттуда, их семей и детей.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|