Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Эксперт. Северо-Запад
11.03 Период полураспада
Государство намерено изменить форму управления атомным ледокольным флотом

29.01 Перед будущим покупателем мурманского рыбного порта не ставится условие сохранения "рыбного" профиля
За право обладания Мурманским рыбным портом на предстоящем аукционе развернется серьезная борьба между крупными российскими компаниями, чьи интересы связаны с северным регионом

13.11 Воздушный бой за Мурманск
Норвежцы конкурируют за открытие авиасообщения с Мурманском

15.10 ГОК как способ решения конфликта
Холдинг "Акрон" создаст собственную сырьевую базу и поможет экономике Мурманской области

08.10 Рожденные из сора
Инновационные технологии, разработанные мурманскими учеными, дали толчок развитию малого и среднего бизнеса в Заполярье

02.10 "Рожденные из сора"
В ближайшее время на базе горнопромышленного комплекса Мурманской области планируется реализовать ряд масштабных проектов

26.09 На безрыбье и "Антарес" "Электрон"
Два года назад состоялся эпохальный побег российского траулера "Электрон" от кораблей береговой охраны Норвегии. Если бы норвежцы догнали судно, то подавляющее большинство наших граждан об этом никогда не узнали

20.09 Тест на рыбу
Россельхозбанк намерен на своей базе запустить в тестовом режиме рыбную биржу в 2007 году

19.09 ТЭЦ на раз-два
Работы по реконструкции тепло- и гидроэлектростанций Мурманской области входят в список первоочередных проектов инвестиционной программы "ТГК-1" на 2006−2015 годы

07.08 Раскрутить Америку
Российская экспедиция на Северный полюс планеты, успешное погружение и особенно установка капсулы с российскими атрибутами власти очень возмутили коллег РФ по претензиям на арктический шельф

Архив
 

Материалы предоставлены журналом "Эксперт. Северо-Запад"
- Свежий номер журнала
- Подписка
- Архив
 
    murman.ru » Эксперт. Северо-Запад

Рейтинг крупнейших компаний Северо-Западного региона России "Северо-Запад-250"

Точками роста крупного бизнеса Северо-Запада в прошлом году стали машиностроение, нефтяная промышленность и сфера услуг

По темпам экономического роста Россия продолжает опережать развитые страны мира, но уступает Китаю и большинству государств СНГ. В 2005 году процесс роста нашей экономики замедлился, из-за чего отставание от стран-лидеров стало еще более очевидным. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в 2005 году валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 6,4% (против 7,2 и 7,3% в 2003−м и 2004 годах соответственно). Замедление обусловлено весьма сдержанной динамикой роста промышленного производства и, как следствие, значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта.

Главная причина такого существенного промышленного отката – практически нулевое увеличение валовых показателей в сфере добычи полезных ископаемых. До сих пор именно эта отрасль была локомотивом отечественной промышленности, который, собственно, и обеспечивал положительную динамику. В прошлом году лишь нефтяники зафиксировали двухпроцентное увеличение (для сравнения: в 2004−м рост этой отрасли составил 9%). Прирост же ВВП в 2005 году был обусловлен главным образом рекордными мировыми ценами на нефть.

Обрабатывающие же отрасли экономики пока не могут похвастаться стабильным прогрессом. Оно и понятно: курс рубля укрепляется, доходы населения растут, и народ начинает отдавать предпочтение более качественным, хотя и дорогим, импортным товарам. Отечественная продукция по многим показателям пока не выдерживает конкуренции. "Нефтяные" деньги в кармане потребителя спровоцировали эскалацию потребительского бума и опережающее развитие непромышленного сектора экономики.

Анализ рейтинга крупнейших компаний Северо-Западного региона "Северо-Запад-250" свидетельствует о том, что местная экономика в прошлом году в целом развивалась в соответствии с общероссийскими тенденциями: высокие экспортные доходы простимулировали внутренний спрос. В результате опережающими темпами в 2005 году росли обороты торговли, строительства, сферы развлечений.

ОБЩАЯ КАРТИНА

Суммарный доход 250 крупнейших компаний по итогам прошлого года повысился на 25,7%, отстав от общероссийского уровня на семь пунктов. Северо-Запад отличается высокой концентрацией крупных предприятий. Особое место принадлежит череповецкому металлургическому комбинату "Северсталь". Он обеспечивает существенную долю региональной выручки (8,7% в 2005 году), и любые изменения в его работе ощутимо влияют на рейтинг. Прошлый год оказался для металлургов неудачным из-за продолжавшегося снижения цен на мировом рынке. В итоге объем реализации "Северстали" вырос лишь на 9,8% против 60−процентного роста в 2004 году. Только благодаря повышающемуся внутрироссийскому спросу на металлопродукцию удалось притормозить отрицательную динамику "Северстали".

Равномерная отраслевая структура крупного бизнеса на Северо-Западе сохраняется, этим наш регион выгодно отличается от других регионов и России в целом. Роль "нефтянки", которая, по данным "Эксперта-400", формирует до 36% совокупной выручки в России, на Северо-Западе значительно ниже. В прошлом году средства от продажи "черного золота" пополнили региональную копилку лишь на 12% (в 2004−м – на 10%). Традиционно более развитые индустриальные составляющие – металлургия и машиностроение – формируют соответственно 14 и 11% региональной выручки. Из года в год существенный вклад в экономику Северо-Запада вносят предприятия "пищевки", электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей, а также химической промышленности. Доля каждой из них колеблется под воздействием рыночной конъюнктуры, реорганизаций и корпоративных конфликтов, но в целом они обеспечивают порядка 25% общего дохода.

Рост непромышленного сектора экономики стал устойчивой тенденцией в России. По итогам 2005 года его доля в общем доходе крупнейших компаний Северо-Запада – 31,3% против 27,7% в позапрошлом году. Прибавка составила 3,6 процентных пункта, в то время как в целом по стране этот сектор, согласно "Эксперту-400", "потяжелел" на 2,3%, дойдя до 31,6%. Увеличение доли услуг в ВВП – общая для всех развитых стран картина. Правда, на Западе сфера услуг формирует 70−80% валового продукта, остальные 30−20% – промышленный сектор. В отечественном ВВП доля промышленности тоже неуклонно снижается: если в 1998 году она составляла 42%, то в 2005−м – всего 35%. Но обольщаться кажущимся сходством тенденций не стоит. В развитых странах услуги составляют значительную часть не только внутренней экономики, но и экспорта. А в РФ сырьевая структура экспорта не меняется на протяжении многих лет. То же самое и с инвестициями в науку и образование, без которых не бывает развитой экономики. В России они растут несоизмеримо медленнее потребностей. Согласно опыту западных стран, рост сектора услуг должен подстегивать экономику. Но у нас этого пока не происходит.

Непромышленный сектор Северо-Запада базируется на торговле (12,5% суммарного объема реализации), транспорте (6,7%), строительстве (4,1%) и страховании (2,4%). К сожалению, "Эксперт-250" необъективен в отношении "тяжеловесов" данного сектора экономики. Дело в том, что в новый рейтинг не вошли крупнейшие компании региона из сфер транспорта, банковской и телекоммуникационной. Это Октябрьская железная дорога (филиал ОАО "Российские железные дороги"), Северо-Западный банк Сбербанка РФ, Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" (в рейтинге 2004 года он занимал 12−е место с выручкой 17,6 млрд. рублей). Этим компаниям в рейтинге самое место и по уровню доходов, и по значимости для развития Северо-Запада. Однако они работают на национальном уровне, а потому в список крупнейших компаний региона не попадают. Проблема учета актуальна и для группы промышленных компаний рейтинга. К примеру, в текущем "Эксперте-250" нет Ижорских заводов и Ленинградской АЭС. Отчетность одного предприятия растворена в показателях Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ), другого – в данных концерна "Росэнергоатом".

ПОЧТИ РОВНОЕ ПОЛЕ

"Эксперт-400" отмечает фантастический прогресс в банковском секторе России. Совокупный объем доходов 24 крупнейших банков страны вырос на 52,6% и превысил 24 млрд. долларов. По динамике развития кредитные организации обошли ритейл и телекоммуникации, лишь немного уступив "нефтянке".

На Северо-Западе успех банков не столь заметен. По итогам 2005 года суммарная выручка пяти крупнейших региональных банков выросла на 50,6%. Но их обошли по динамике представители информационных технологий, индустрии развлечений, строительства и страхования. Доля крупных региональных кредитных организаций в суммарном объеме реализации составляет 1,8%. Это практически в два с половиной раза меньше, чем в целом по России (4,4%). В общероссийскую тенденцию вписался лишь петербургский банк "КИТ Финанс" (он вошел в двадцатку самых динамичных компаний не только Северо-Запада, но и России). Банк увеличил доходы в 2005 году в четыре раза за счет вложений в корпоративные ценные бумаги. Его бурный рост также объясняется активной региональной экспансией и агрессивной политикой на розничном рынке. Однако делать далеко идущие выводы из этого примера не стоит. В целом доля региональных банков в суммарных активах российской банковской системы сегодня не превышает 5%. После завершения присоединения Промышленно-строительного банка (ПСБ) к Внешторгбанку (ВТБ), а также смены прописки НБ "Траст" и Балтийского банка на московскую эта доля станет просто мизерной.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Индустриальный сектор экономики (без учета нефтегазовой промышленности), по данным "Эксперта-400", в целом по России отчетливо продемонстрировал потерю темпа во всех значимых промышленных отраслях. На Северо-Западе ситуация выглядит иначе. Только в трети отраслей зафиксировано снижение темпа, у остальных – положительная динамика. Впечатляет машиностроение – здесь рост выручки региональных компаний составил 44% (29% в 2004 году) против 15,4% в рейтинге "Эксперта-400". Машиностроение делегировало в рейтинг 16 новых компаний (взамен пяти выбывших). Они выпускают разнообразную продукцию военного и гражданского назначения. По удельному весу преобладают судостроительные верфи (их доля в суммарной выручке "новичков" рейтинга достигает 26%). Так, ФГУП "Производственное объединение "Севмаш" более чем в семь раз увеличило объемы реализации. Добиться таких результатов предприятию помогли выросшие объемы заказов на изготовление морского оборудования и платформ для арктического шельфа. Копилку контрактов "Севмаша" пополнили также работы по ремонту индийского крейсера "Адмирал Горшков". Рост объемов судостроительных и судоремонтных работ вывел в рейтинг и Выборгский судостроительный завод (Ленобласть).

Впрочем, отметим, что успех отдельных верфей нисколько не отражает общее состояние дел в этой отрасли: судпром медленно, но верно теряет свои последние конкурентные преимущества. Если взглянуть на машиностроителей в целом, то конкурентоспособность их продукции снижается. Зачастую низкое качество товара уже не удается компенсировать невысокими ценами. Заводам не хватает ресурсов (финансовых, кадровых, энергетических) для модернизации старых и запуска новых мощностей. И все же главная беда не в этом. На уровне регионов и государства в целом отсутствует осознанная промышленная политика, которая может создать предпосылки для развития машиностроения. Так что рост этой отрасли на Северо-Западе – лишь следствие единичных успехов тех или иных компаний. С одной стороны, это формирует необъективную картину. С другой – в первом приближении показывает кластеры машиностроения, имеющие право на существование в будущем. Это предприятия, напрямую или косвенно удовлетворяющие растущий потребительский спрос. А также заводы (с целым рядом субподрядчиков и КБ), которые будут жить за счет госзаказов, потребностей окологосударственных компаний и выполнять внешнеэкономические контракты. Пока за рамками "Эксперта СЗ-250" и "Эксперта-400" остается основная масса небольших машпредприятий, которые освоили выпуск продукции, рассчитанной на наиболее платежеспособных покупателей (магазины электроники и бытовой техники, "пищевку", строительные компании). Их еще немного, но они заявляют о себе все громче. Так, в двадцатке самых динамичных компаний рейтинга восьмую строчку занимает калининградский "Радиоимпорт-Р", выпускающий видеотехнику, микроволновые печи, пылесосы. Отследить динамику развития таких заводов можно только с помощью региональных рейтингов, ибо незначительные объемы реализации не позволяют им пробиться на федеральный уровень.

ПЕРЕСТАНОВКИ СЛУЧАЙНЫЕ И ПО СУЩЕСТВУ

Стремительная автомобилизация россиян открыла отличные перспективы иностранным автогигантам, которые приходят на территорию страны. В 2005 году завод "Форд Мотор Компани" (Ленинградская область) выпустил почти 35 тыс. авто (годом ранее – 28 тыс.). За счет динамичного прироста выручки (плюс 61%) американский автопроизводитель поднялся на четыре позиции, заняв почетное третье место, вслед за "Северсталью" и "ЛУКойлом-Коми". Отметим, что при этом "Форд" демонстрирует отрицательные показатели валовой и чистой прибыли (см. таблицу). Это свидетельствует о том, что не менее 80% комплектующих для сборки моделей завозились из-за рубежа, а также об усилиях компании по завоеванию доли на рынке за счет невысоких отпускных цен на свою продукцию. Когда в России будет налажено производство более дешевых (по сравнению с импортными) комплектующих для автомобилей "Форд", прибыль завода возрастет. Рекордные мировые цены на нефть позволили большинству добытчиков "черного золота" укрепить свои позиции в рейтинге. В первую очередь благоприятной конъюнктурой воспользовались дочерние предприятия ОАО "ЛУКОЙЛ" (для детища Вагита Алекперова Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция на Северо-Западе имеет стратегическое значение). Из промышленных отраслей по темпам роста "нефтянку" обошли только машиностроение, полиграфия и стекольная промышленность. В прошлом году в рамках реформы отечественной электроэнергетики начались серьезные структурные преобразования, подразумевающие деление российских энергоактивов на две составляющие – конкурентную (генерация, сбыт) и монопольную (сети, диспетчерское управление). Перестройка в отрасли уже отразилась на содержании рейтинга. С одной стороны, разделившееся "Ленэнерго" скатилось с третьей на седьмую позицию, а с другой – начавшее операционную деятельность осенью 2005 года ОАО "Территориальная генерирующая компания №1" (ТГК−1) вошло в рейтинг, заняв 77−ю позицию. При этом очевидно, что по итогам 2006 года ТГК-1 займет место не ниже первой двадцатки. Затянувшийся процесс перехода на единую акцию восьми региональных сетевых компаний, входящих в МРСК Северо-Запада (МРСК СЗ), не позволяет ей ввести консолидированную отчетность. Значит, МРСК СЗ остается за рамками этого, а возможно, и следующего рейтинга. Зато места в табели о рангах заняли региональные энергосбытовые компании, самая крупная из которых, Петербургская сбытовая компания, обосновалась на 55−м месте.

Реорганизация дивизиона "Северстальмаш" (ССМ, его активы возвращаются на баланс меткомбината "Северсталь") повлияла на расположение в рейтинге компании "ССМ-Тяжмаш" (создана в 2003 году на базе ремонтно-машиностроительного комплекса "Северстали"). Компания скатилась с 166−го на 204−е место. В следующем году она исчезнет из рейтинга, как и входящие в ССМ фирмы "Домнаремонт" (138−е место в рейтинге) и "Стоик" (157−я позиция).

НОВЫЕ РАСКЛАДЫ

В текущем году в Северной столице состоялись три громкие сделки по слиянию компаний. Их участниками стали три значимых фигуранта регионального рейтинга – компания "Агроторг" (владелец торговой сети "Пятерочка"), Промышленно-строительный банк (ПСБ) и авиакомпания "Пулково", занимающие соответственно 13−е, 27−е и 28−е места. "Пятерочка" объединилась с московской торговой сетью "Перекресток". Это событие стало знаковым для России, так как впервые в ее истории консолидировались два лидера розничного рынка. По оценке руководства объединенной компании, эффект синергии к 2008 году достигнет уровня 85 млн. долларов. Впрочем, эта цифра выглядит весьма незначительной на фоне прогнозируемого совокупного оборота в размере 6 млрд. долларов к 2008 году. Эксперты считают "Агроторг" и "Перекресток" очень непохожими друг на друга по формату торговли, стратегиям развития и структурам управления, а потому прогнозируют определенные сложности в развитии единой фирмы. Видимо, опасения оправданны, так как на переходный период ритейлеры остаются автономными. Как бы то ни было, достоверность прогнозов мы сможем оценить только в следующих рейтингах.

Покупка Внешторгбанком Промстройбанка – бессменного лидера среди банков Северо-Запада – завершится в этом году. Это значит, что после перехода банков на единую акцию ПСБ покинет рейтинг "Северо-Запад-250". Однако свято место пусто не бывает – лидером в следующем рейтинге среди банков региона станет либо банк "Санкт-Петербург", либо "КИТ Финанс".

Вместо авиакомпании "Пулково" в Петербурге регистрируется новое авиапредприятие ФГУП "ГТК "Россия" (образовано за счет слияния "Пулково" и ГТК "Россия"). По прогнозам, выручка объединенной авиакомпании "Россия" в 2006 году достигнет 660 млн. долларов, что позволит ей в будущем продвинуться, хотя и ненамного, в списке 250 крупнейших компаний Северо-Запада.

Удержав контроль над ключевыми лесопромышленными активами страны в борьбе с "Базовым элементом" и Банкирским домом "Санкт-Петербург", владельцы Лесопромышленной группы "Илим Палп" (ИП) занялись переводом предприятий холдинга на единую акцию путем присоединения к ОАО "Группа Илим". Ожидалось, что к середине 2007 года процесс консолидации завершится. Вслед за этим могли последовать выход на IPO либо продажа части акций стратегическому инвестору. Однако все произошло значительно раньше. Недавно владельцы группы заявили о продаже половины своих активов американской International Paper. После этого "Илим Палп" серьезно упрочит свои позиции. Одна из крупнейших российских верфей, ОАО "Балтийский завод" (Петербург), через два-три года навсегда покинет рейтинг. Об этом с полной уверенностью можно говорить после недавнего заявления представителей собственника завода – Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Они сообщили, что в 2008 году начнется вывод Балтзавода с Васильевского острова. К 2011 году должен завершиться переезд завода на территорию другого подконтрольного ОПК петербургского судостроительного предприятия – ОАО "Северная верфь". Соответственно, после объединения "Северная верфь" должна значительно улучшить свои позиции в рейтинге. Портфель заказов Балтзавода сегодня составляет порядка 600 млн. долларов, по мере их выполнения часть производственных мощностей будет переноситься на новое место. В настоящее время ОПК переговоров о новых заказах для завода не ведет.

С конца 2005−го и на протяжении всего 2006 года можно было наблюдать массовую перерегистрацию в Петербурге крупных компаний федерального масштаба – "Газпромнефти", "Трансаэро", СИБУР Холдинга, "Транснефтепродукта" и др. Бюджет Северной столицы получит около 10 млрд. рублей дополнительных доходов, а рейтинг "Эксперт-250" – новых фигурантов, которые сразу будут претендовать на места не ниже первой десятки.

ОДНОСТОРОННИЙ СЛИВ

В целом балансовая прибыль 250 крупнейших компаний Северо-Запада по итогам 2005 года увеличилась на 21%, до 215,9 млрд. рублей. Большая ее часть (75%) осела в промышленности, и только 25% – в сфере услуг. В 2004 году это соотношение было 84 к 16%. Несмотря на неблагоприятную мировую конъюнктуру, черная металлургия в лице "Северстали" остается лидером по размеру полученной балансовой прибыли. В целом предприятия черной и цветной металлургии (Кольская ГМК) более чем в два раза обогнали по прибыли ближайших конкурентов – нефтегазовые (29,9 млрд. рублей) и транспортные компании (25,9 млрд. рублей). Но это не мешает последним доминировать в списке 20 наиболее доходных предприятий (в него вошли семь представителей данных отраслей). Вторым и третьим эшелоном по прибыльности выступили предприятия табачной и пищевой промышленности, а также банки и химкомбинаты. Среди наиболее прибыльных компаний по одному представителю от машиностроения (ПО "Севмаш") и лесопромышленного комплекса ("Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК"), зато их предостаточно в двадцатке аутсайдеров по показателю балансовой прибыли. Это говорит только о том, что сейчас деньги оседают у одних компаний, а другие испытывают острую потребность в инвестировании. Нефтедоллары либо "стерилизуются" в Стабфонде, либо напрямую через производителей или при посредничестве бюджета оказываются у населения. Современных механизмов перетекания капиталов между отраслями пока не существует.

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru