Рейтинг крупнейших компаний Северо-Западного региона России "Северо-Запад-250"
Точками роста крупного бизнеса Северо-Запада в прошлом году стали машиностроение, нефтяная промышленность и сфера услуг
По темпам экономического роста Россия продолжает опережать развитые страны мира, но уступает Китаю и большинству государств СНГ. В 2005 году процесс роста нашей экономики замедлился, из-за чего отставание от стран-лидеров стало еще более очевидным. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в 2005 году валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 6,4% (против 7,2 и 7,3% в 2003−м и 2004 годах соответственно). Замедление обусловлено весьма сдержанной динамикой роста промышленного производства и, как следствие, значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта.
Главная причина такого существенного промышленного отката – практически нулевое увеличение валовых показателей в сфере добычи полезных ископаемых. До сих пор именно эта отрасль была локомотивом отечественной промышленности, который, собственно, и обеспечивал положительную динамику. В прошлом году лишь нефтяники зафиксировали двухпроцентное увеличение (для сравнения: в 2004−м рост этой отрасли составил 9%). Прирост же ВВП в 2005 году был обусловлен главным образом рекордными мировыми ценами на нефть.
Обрабатывающие же отрасли экономики пока не могут похвастаться стабильным прогрессом. Оно и понятно: курс рубля укрепляется, доходы населения растут, и народ начинает отдавать предпочтение более качественным, хотя и дорогим, импортным товарам. Отечественная продукция по многим показателям пока не выдерживает конкуренции. "Нефтяные" деньги в кармане потребителя спровоцировали эскалацию потребительского бума и опережающее развитие непромышленного сектора экономики.
Анализ рейтинга крупнейших компаний Северо-Западного региона "Северо-Запад-250" свидетельствует о том, что местная экономика в прошлом году в целом развивалась в соответствии с общероссийскими тенденциями: высокие экспортные доходы простимулировали внутренний спрос. В результате опережающими темпами в 2005 году росли обороты торговли, строительства, сферы развлечений.
ОБЩАЯ КАРТИНА
Суммарный доход 250 крупнейших компаний по итогам прошлого года повысился на 25,7%, отстав от общероссийского уровня на семь пунктов. Северо-Запад отличается высокой концентрацией крупных предприятий. Особое место принадлежит череповецкому металлургическому комбинату "Северсталь". Он обеспечивает существенную долю региональной выручки (8,7% в 2005 году), и любые изменения в его работе ощутимо влияют на рейтинг. Прошлый год оказался для металлургов неудачным из-за продолжавшегося снижения цен на мировом рынке. В итоге объем реализации "Северстали" вырос лишь на 9,8% против 60−процентного роста в 2004 году. Только благодаря повышающемуся внутрироссийскому спросу на металлопродукцию удалось притормозить отрицательную динамику "Северстали".
Равномерная отраслевая структура крупного бизнеса на Северо-Западе сохраняется, этим наш регион выгодно отличается от других регионов и России в целом. Роль "нефтянки", которая, по данным "Эксперта-400", формирует до 36% совокупной выручки в России, на Северо-Западе значительно ниже. В прошлом году средства от продажи "черного золота" пополнили региональную копилку лишь на 12% (в 2004−м – на 10%). Традиционно более развитые индустриальные составляющие – металлургия и машиностроение – формируют соответственно 14 и 11% региональной выручки. Из года в год существенный вклад в экономику Северо-Запада вносят предприятия "пищевки", электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей, а также химической промышленности. Доля каждой из них колеблется под воздействием рыночной конъюнктуры, реорганизаций и корпоративных конфликтов, но в целом они обеспечивают порядка 25% общего дохода.
Рост непромышленного сектора экономики стал устойчивой тенденцией в России. По итогам 2005 года его доля в общем доходе крупнейших компаний Северо-Запада – 31,3% против 27,7% в позапрошлом году. Прибавка составила 3,6 процентных пункта, в то время как в целом по стране этот сектор, согласно "Эксперту-400", "потяжелел" на 2,3%, дойдя до 31,6%. Увеличение доли услуг в ВВП – общая для всех развитых стран картина. Правда, на Западе сфера услуг формирует 70−80% валового продукта, остальные 30−20% – промышленный сектор. В отечественном ВВП доля промышленности тоже неуклонно снижается: если в 1998 году она составляла 42%, то в 2005−м – всего 35%. Но обольщаться кажущимся сходством тенденций не стоит. В развитых странах услуги составляют значительную часть не только внутренней экономики, но и экспорта. А в РФ сырьевая структура экспорта не меняется на протяжении многих лет. То же самое и с инвестициями в науку и образование, без которых не бывает развитой экономики. В России они растут несоизмеримо медленнее потребностей. Согласно опыту западных стран, рост сектора услуг должен подстегивать экономику. Но у нас этого пока не происходит.
Непромышленный сектор Северо-Запада базируется на торговле (12,5% суммарного объема реализации), транспорте (6,7%), строительстве (4,1%) и страховании (2,4%). К сожалению, "Эксперт-250" необъективен в отношении "тяжеловесов" данного сектора экономики. Дело в том, что в новый рейтинг не вошли крупнейшие компании региона из сфер транспорта, банковской и телекоммуникационной. Это Октябрьская железная дорога (филиал ОАО "Российские железные дороги"), Северо-Западный банк Сбербанка РФ, Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" (в рейтинге 2004 года он занимал 12−е место с выручкой 17,6 млрд. рублей). Этим компаниям в рейтинге самое место и по уровню доходов, и по значимости для развития Северо-Запада. Однако они работают на национальном уровне, а потому в список крупнейших компаний региона не попадают. Проблема учета актуальна и для группы промышленных компаний рейтинга. К примеру, в текущем "Эксперте-250" нет Ижорских заводов и Ленинградской АЭС. Отчетность одного предприятия растворена в показателях Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ), другого – в данных концерна "Росэнергоатом".
ПОЧТИ РОВНОЕ ПОЛЕ
"Эксперт-400" отмечает фантастический прогресс в банковском секторе России. Совокупный объем доходов 24 крупнейших банков страны вырос на 52,6% и превысил 24 млрд. долларов. По динамике развития кредитные организации обошли ритейл и телекоммуникации, лишь немного уступив "нефтянке".
На Северо-Западе успех банков не столь заметен. По итогам 2005 года суммарная выручка пяти крупнейших региональных банков выросла на 50,6%. Но их обошли по динамике представители информационных технологий, индустрии развлечений, строительства и страхования. Доля крупных региональных кредитных организаций в суммарном объеме реализации составляет 1,8%. Это практически в два с половиной раза меньше, чем в целом по России (4,4%). В общероссийскую тенденцию вписался лишь петербургский банк "КИТ Финанс" (он вошел в двадцатку самых динамичных компаний не только Северо-Запада, но и России). Банк увеличил доходы в 2005 году в четыре раза за счет вложений в корпоративные ценные бумаги. Его бурный рост также объясняется активной региональной экспансией и агрессивной политикой на розничном рынке. Однако делать далеко идущие выводы из этого примера не стоит. В целом доля региональных банков в суммарных активах российской банковской системы сегодня не превышает 5%. После завершения присоединения Промышленно-строительного банка (ПСБ) к Внешторгбанку (ВТБ), а также смены прописки НБ "Траст" и Балтийского банка на московскую эта доля станет просто мизерной.
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Индустриальный сектор экономики (без учета нефтегазовой промышленности), по данным "Эксперта-400", в целом по России отчетливо продемонстрировал потерю темпа во всех значимых промышленных отраслях. На Северо-Западе ситуация выглядит иначе. Только в трети отраслей зафиксировано снижение темпа, у остальных – положительная динамика. Впечатляет машиностроение – здесь рост выручки региональных компаний составил 44% (29% в 2004 году) против 15,4% в рейтинге "Эксперта-400". Машиностроение делегировало в рейтинг 16 новых компаний (взамен пяти выбывших). Они выпускают разнообразную продукцию военного и гражданского назначения. По удельному весу преобладают судостроительные верфи (их доля в суммарной выручке "новичков" рейтинга достигает 26%). Так, ФГУП "Производственное объединение "Севмаш" более чем в семь раз увеличило объемы реализации. Добиться таких результатов предприятию помогли выросшие объемы заказов на изготовление морского оборудования и платформ для арктического шельфа. Копилку контрактов "Севмаша" пополнили также работы по ремонту индийского крейсера "Адмирал Горшков". Рост объемов судостроительных и судоремонтных работ вывел в рейтинг и Выборгский судостроительный завод (Ленобласть).
Впрочем, отметим, что успех отдельных верфей нисколько не отражает общее состояние дел в этой отрасли: судпром медленно, но верно теряет свои последние конкурентные преимущества. Если взглянуть на машиностроителей в целом, то конкурентоспособность их продукции снижается. Зачастую низкое качество товара уже не удается компенсировать невысокими ценами. Заводам не хватает ресурсов (финансовых, кадровых, энергетических) для модернизации старых и запуска новых мощностей. И все же главная беда не в этом. На уровне регионов и государства в целом отсутствует осознанная промышленная политика, которая может создать предпосылки для развития машиностроения. Так что рост этой отрасли на Северо-Западе – лишь следствие единичных успехов тех или иных компаний. С одной стороны, это формирует необъективную картину. С другой – в первом приближении показывает кластеры машиностроения, имеющие право на существование в будущем. Это предприятия, напрямую или косвенно удовлетворяющие растущий потребительский спрос. А также заводы (с целым рядом субподрядчиков и КБ), которые будут жить за счет госзаказов, потребностей окологосударственных компаний и выполнять внешнеэкономические контракты. Пока за рамками "Эксперта СЗ-250" и "Эксперта-400" остается основная масса небольших машпредприятий, которые освоили выпуск продукции, рассчитанной на наиболее платежеспособных покупателей (магазины электроники и бытовой техники, "пищевку", строительные компании). Их еще немного, но они заявляют о себе все громче. Так, в двадцатке самых динамичных компаний рейтинга восьмую строчку занимает калининградский "Радиоимпорт-Р", выпускающий видеотехнику, микроволновые печи, пылесосы. Отследить динамику развития таких заводов можно только с помощью региональных рейтингов, ибо незначительные объемы реализации не позволяют им пробиться на федеральный уровень.
ПЕРЕСТАНОВКИ СЛУЧАЙНЫЕ И ПО СУЩЕСТВУ
Стремительная автомобилизация россиян открыла отличные перспективы иностранным автогигантам, которые приходят на территорию страны. В 2005 году завод "Форд Мотор Компани" (Ленинградская область) выпустил почти 35 тыс. авто (годом ранее – 28 тыс.). За счет динамичного прироста выручки (плюс 61%) американский автопроизводитель поднялся на четыре позиции, заняв почетное третье место, вслед за "Северсталью" и "ЛУКойлом-Коми". Отметим, что при этом "Форд" демонстрирует отрицательные показатели валовой и чистой прибыли (см. таблицу). Это свидетельствует о том, что не менее 80% комплектующих для сборки моделей завозились из-за рубежа, а также об усилиях компании по завоеванию доли на рынке за счет невысоких отпускных цен на свою продукцию. Когда в России будет налажено производство более дешевых (по сравнению с импортными) комплектующих для автомобилей "Форд", прибыль завода возрастет. Рекордные мировые цены на нефть позволили большинству добытчиков "черного золота" укрепить свои позиции в рейтинге. В первую очередь благоприятной конъюнктурой воспользовались дочерние предприятия ОАО "ЛУКОЙЛ" (для детища Вагита Алекперова Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция на Северо-Западе имеет стратегическое значение). Из промышленных отраслей по темпам роста "нефтянку" обошли только машиностроение, полиграфия и стекольная промышленность. В прошлом году в рамках реформы отечественной электроэнергетики начались серьезные структурные преобразования, подразумевающие деление российских энергоактивов на две составляющие – конкурентную (генерация, сбыт) и монопольную (сети, диспетчерское управление). Перестройка в отрасли уже отразилась на содержании рейтинга. С одной стороны, разделившееся "Ленэнерго" скатилось с третьей на седьмую позицию, а с другой – начавшее операционную деятельность осенью 2005 года ОАО "Территориальная генерирующая компания №1" (ТГК−1) вошло в рейтинг, заняв 77−ю позицию. При этом очевидно, что по итогам 2006 года ТГК-1 займет место не ниже первой двадцатки. Затянувшийся процесс перехода на единую акцию восьми региональных сетевых компаний, входящих в МРСК Северо-Запада (МРСК СЗ), не позволяет ей ввести консолидированную отчетность. Значит, МРСК СЗ остается за рамками этого, а возможно, и следующего рейтинга. Зато места в табели о рангах заняли региональные энергосбытовые компании, самая крупная из которых, Петербургская сбытовая компания, обосновалась на 55−м месте.
Реорганизация дивизиона "Северстальмаш" (ССМ, его активы возвращаются на баланс меткомбината "Северсталь") повлияла на расположение в рейтинге компании "ССМ-Тяжмаш" (создана в 2003 году на базе ремонтно-машиностроительного комплекса "Северстали"). Компания скатилась с 166−го на 204−е место. В следующем году она исчезнет из рейтинга, как и входящие в ССМ фирмы "Домнаремонт" (138−е место в рейтинге) и "Стоик" (157−я позиция).
НОВЫЕ РАСКЛАДЫ
В текущем году в Северной столице состоялись три громкие сделки по слиянию компаний. Их участниками стали три значимых фигуранта регионального рейтинга – компания "Агроторг" (владелец торговой сети "Пятерочка"), Промышленно-строительный банк (ПСБ) и авиакомпания "Пулково", занимающие соответственно 13−е, 27−е и 28−е места. "Пятерочка" объединилась с московской торговой сетью "Перекресток". Это событие стало знаковым для России, так как впервые в ее истории консолидировались два лидера розничного рынка. По оценке руководства объединенной компании, эффект синергии к 2008 году достигнет уровня 85 млн. долларов. Впрочем, эта цифра выглядит весьма незначительной на фоне прогнозируемого совокупного оборота в размере 6 млрд. долларов к 2008 году. Эксперты считают "Агроторг" и "Перекресток" очень непохожими друг на друга по формату торговли, стратегиям развития и структурам управления, а потому прогнозируют определенные сложности в развитии единой фирмы. Видимо, опасения оправданны, так как на переходный период ритейлеры остаются автономными. Как бы то ни было, достоверность прогнозов мы сможем оценить только в следующих рейтингах.
Покупка Внешторгбанком Промстройбанка – бессменного лидера среди банков Северо-Запада – завершится в этом году. Это значит, что после перехода банков на единую акцию ПСБ покинет рейтинг "Северо-Запад-250". Однако свято место пусто не бывает – лидером в следующем рейтинге среди банков региона станет либо банк "Санкт-Петербург", либо "КИТ Финанс".
Вместо авиакомпании "Пулково" в Петербурге регистрируется новое авиапредприятие ФГУП "ГТК "Россия" (образовано за счет слияния "Пулково" и ГТК "Россия"). По прогнозам, выручка объединенной авиакомпании "Россия" в 2006 году достигнет 660 млн. долларов, что позволит ей в будущем продвинуться, хотя и ненамного, в списке 250 крупнейших компаний Северо-Запада.
Удержав контроль над ключевыми лесопромышленными активами страны в борьбе с "Базовым элементом" и Банкирским домом "Санкт-Петербург", владельцы Лесопромышленной группы "Илим Палп" (ИП) занялись переводом предприятий холдинга на единую акцию путем присоединения к ОАО "Группа Илим". Ожидалось, что к середине 2007 года процесс консолидации завершится. Вслед за этим могли последовать выход на IPO либо продажа части акций стратегическому инвестору. Однако все произошло значительно раньше. Недавно владельцы группы заявили о продаже половины своих активов американской International Paper. После этого "Илим Палп" серьезно упрочит свои позиции. Одна из крупнейших российских верфей, ОАО "Балтийский завод" (Петербург), через два-три года навсегда покинет рейтинг. Об этом с полной уверенностью можно говорить после недавнего заявления представителей собственника завода – Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Они сообщили, что в 2008 году начнется вывод Балтзавода с Васильевского острова. К 2011 году должен завершиться переезд завода на территорию другого подконтрольного ОПК петербургского судостроительного предприятия – ОАО "Северная верфь". Соответственно, после объединения "Северная верфь" должна значительно улучшить свои позиции в рейтинге. Портфель заказов Балтзавода сегодня составляет порядка 600 млн. долларов, по мере их выполнения часть производственных мощностей будет переноситься на новое место. В настоящее время ОПК переговоров о новых заказах для завода не ведет.
С конца 2005−го и на протяжении всего 2006 года можно было наблюдать массовую перерегистрацию в Петербурге крупных компаний федерального масштаба – "Газпромнефти", "Трансаэро", СИБУР Холдинга, "Транснефтепродукта" и др. Бюджет Северной столицы получит около 10 млрд. рублей дополнительных доходов, а рейтинг "Эксперт-250" – новых фигурантов, которые сразу будут претендовать на места не ниже первой десятки.
ОДНОСТОРОННИЙ СЛИВ
В целом балансовая прибыль 250 крупнейших компаний Северо-Запада по итогам 2005 года увеличилась на 21%, до 215,9 млрд. рублей. Большая ее часть (75%) осела в промышленности, и только 25% – в сфере услуг. В 2004 году это соотношение было 84 к 16%. Несмотря на неблагоприятную мировую конъюнктуру, черная металлургия в лице "Северстали" остается лидером по размеру полученной балансовой прибыли. В целом предприятия черной и цветной металлургии (Кольская ГМК) более чем в два раза обогнали по прибыли ближайших конкурентов – нефтегазовые (29,9 млрд. рублей) и транспортные компании (25,9 млрд. рублей). Но это не мешает последним доминировать в списке 20 наиболее доходных предприятий (в него вошли семь представителей данных отраслей). Вторым и третьим эшелоном по прибыльности выступили предприятия табачной и пищевой промышленности, а также банки и химкомбинаты. Среди наиболее прибыльных компаний по одному представителю от машиностроения (ПО "Севмаш") и лесопромышленного комплекса ("Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК"), зато их предостаточно в двадцатке аутсайдеров по показателю балансовой прибыли. Это говорит только о том, что сейчас деньги оседают у одних компаний, а другие испытывают острую потребность в инвестировании. Нефтедоллары либо "стерилизуются" в Стабфонде, либо напрямую через производителей или при посредничестве бюджета оказываются у населения. Современных механизмов перетекания капиталов между отраслями пока не существует.