Елена Денисенко
Повысьте им зарплату
Если российские судовладельцы Северного бассейна откажутся заключать коллективные договоры с экипажами, их суда будут бойкотировать в портах Норвегии
Если российские судовладельцы Северного бассейна откажутся заключать коллективные договоры с экипажами, их суда будут бойкотировать в портах Норвегии. Такова суть тройственного соглашения, которое подписали в Киркенесе (Норвегия) Мурманская областная организация Российского профсоюза рыбаков, Мурманская конфедерация российского профсоюза моряков (МКРПМ) и Норвежский профсоюз моряков.
Прежде всего речь идет о судах, находящихся в аренде по договору бербоут-чартера. На них российские моряки получают мизерную в сравнении с их иностранными коллегами зарплату и часто работают вообще без контракта. Отсюда интерес норвежских профсоюзов – они борются с "кадровым демпингом" соседей.
Всего в Северном бассейне работает 42 бербоут-чартерных судна, взятых в аренду мурманскими, архангельскими и карельскими судовладельцами у иностранных компаний, в основном – у норвежских коммерческих банков. Подавляющее большинство бербоутных судов не имеет возможности заходить в российские порты, так как их владельцы не уплатили НДС и таможенные сборы. Для них бойкот (который будет выражаться в том, что в портах Норвегии суда из "черного списка" не смогут сдать свой улов, а также купить питьевую воду, продовольствие, топливо) станет настоящей катастрофой.
Инициировали переход к крайним мерам Мурманская конфедерация российского профсоюза моряков и Норвежский союз моряков, которые являются членами Международной транспортной федерации (FTI). Они сотрудничают уже 7 лет, защищая интересы моряков транспортного флота.
По словам председателя МКРПМ Константина Кривенко, в последние годы в их организацию, а также к норвежским коллегам стали обращаться не находящие поддержки у своего "официального" профсоюза российские рыбаки. В мае норвежское отделение FTI ввело специальную должность инспектора по рыболовным судам и провело первую проверку российских траулеров, стоявших в портах Норвегии, для защиты прав работающих на них моряков. На большинстве из трех десятков проверенных судов были обнаружены нарушения, в частности – отсутствие коллективных договоров и контрактов. Хуже всего права экипажей оказались защищены на бербоут-чартерных судах.
"Мы переговорили со всеми мурманскими компаниями, взявшими суда в бербоут. Однако методом убеждения ничего не добились и решили перейти к более жестким мерам", – сказал Константин Кривенко.
Профсоюз рыбаков намерен в кратчайшие сроки добиться заключения коллективных договоров судовладельцами. В противном случае через месяц будет применена процедура бойкотов.