3 мая 2007 г. 11:02
Murman.Ru
Вступительное слово президента России Владимира Путина на совместном заседании президиума Государственного совета и Морской коллегии при правительстве РФ по вопросу "О развитии инфраструктуры Морского транспорта в Российской Федерации"
2 мая 2007 года, Мурманск, атомный ледокол "50 Лет Победы"
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Наше совместное с Морской коллегией заседание посвящено развитию инфраструктуры морского транспорта. О его важнейшем значении для России я говорил неделю назад в Послании Федеральному Собранию.
Известно, что это особый, наиболее востребованный вид транспорта, выполняющий в мире в целом почти 90 процентов всех грузовых международных перевозок. В нашей стране с его участием осуществляется около 60 процентов внешнеторгового грузооборота.
Морской транспорт – это и порты, и флот, и перегрузочные комплексы. А также – современные средства обеспечения безопасности мореплавания. В целом система морского транспорта сложна и разнородна. И мы сегодня в этом еще раз убедились: и губернатор, и министры, коллеги, которые работают непосредственно здесь, в порту, которые достаточно подробно, интересно и живо рассказали, – каждый элемент этой инфраструктуры играет свою роль. Поэтому согласованное развитие всех составляющих российского морского транспорта имеет важнейшее значение. И в первую очередь – для повышения его конкурентоспособности.
Напомню, что в Морской доктрине, принятой на период до 2020 года, эта задача отнесена к числу приоритетных. Ведь от уровня конкурентоспособности морского транспорта зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему. И, разумеется, развитие всей российской экономики.
В мире уже существуют общепринятые критерии и параметры конкурентоспособности морского транспорта. Это, прежде всего, наличие у государств портов с высокой пропускной способностью и мощного транспортного флота. А также – эффективность работы вспомогательных структур, занятых в логистике, экспедировании, таможенном обслуживании, в смежных видах транспорта.
Рабочая группа Госсовета вместе с Морской коллегией провели достаточно глубокий анализ положения дел в морском транспорте. И в материалах, представленных вам, содержится немало конкретных предложений. Предлагаю остановиться на некоторых, на мой взгляд, весьма важных, а может быть даже и ключевых направлениях.
Первый важнейший вопрос – это развитие морских портов. В настоящее время в России действует 62 таких предприятия. Однако, как я уже говорил, российские грузопотоки продолжают, к сожалению, идти через иностранные порты. Причины здесь известны: наши учреждения, порты, предприятия не отвечают сегодня современным требованиям и не соответствуют потребностям российской экономики. Это относится к крупнейшим портам, расположенными и на Балтике, и в Новороссийске, и на Дальнем Востоке, и на трассах Северного морского пути.
Считаю, что Правительству надо незамедлительно принять комплекс мер по развитию в первую очередь, этих портов. Для каждого из них необходимо разработать конкретные программы действий. Причем, не дожидаясь законов, принятие которых также нужно ускорить. В этих целях считаю возможным поручить Морской коллегии координацию действий по развитию морских портов. Сергей Борисович [Иванов] возглавляет Морскую коллегию, и мы обсуждали разные вопросы по возможной координации. Предполагалось даже создать специальную группу. Но я согласен с теми, кто считает, что можно этим загрузить Морскую коллегию, тем более, что все ведомства, все специалисты представлены здесь в полном объеме.
При необходимости, надо будет внести изменения в действующую Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России". Подчеркну, что приоритетом является укрепление мощностей именно тех портов, которые входят в систему транспортных коридоров. Здесь необходимо строить новые и модернизировать уже имеющиеся перегрузочные комплексы. Тогда у нас появится реальный шанс значительно увеличить транзитный потенциал страны. Необходимо также развивать железнодорожные и автодорожные инфраструктуры как на ближних, так и на дальних подходах к ведущим портам страны. Кроме того, нужно создавать все условия, чтобы грузы доставлялись в срок и без ущерба для их качества. Соответствовать этим непреложным требованиям наши порты могут лишь в случае грамотного управления ими. Причем – на протяжении всей транспортно-технологической линии.
Очевидно, что для решения этой задачи следует создавать мощные логистические центры. Такие структуры должны отвечать всем требованиям как российских, так и зарубежных пользователей.
В подобных проектах, связанных со стратегическим планированием развития портов, есть сегодня самая острая необходимость. Однако реализовать их можно лишь на основе государственно-частного партнерства. Особенно это касается организации портовой инфраструктуры и управления товародвижением.
Считаю важным и создание в крупнейших портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения. Разумеется, на основе соответствующего закона, который надо принимать без отлагательств.
Кроме того, уже в этом году надо урегулировать все вопросы, касающиеся землепользования в портах. Практика показывает, что это один из ключевых вопросов, который не дает нормально развиваться: 50 процентов бюрократии – на вопросах землепользования.
Следующий вопрос, который нам надо обсудить, это состояние и развитие морского флота страны. На сегодняшний день Россия контролирует более полутора тысяч судов. Их общий дедвейт – около 15 миллионов тонн. Однако 60,3 процента этого тоннажа перевозится под "удобными" для российских судовладельцев иностранным флагами. И количество таких судов постоянно растет. По сравнению с началом 90-х оно увеличилось почти в четыре раза. Причем, средний возраст таких судов – около девяти лет, а тех, которые ходят под российским флагом – 24 года.
В последние годы идет процесс обновления флота. Однако строится он в основном на зарубежных верфях. Как я уже сказал в Послании, принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации. Такой подход должен изменить к лучшему ситуацию в судостроительной отрасли, которая сегодня находится не в самом лучшем состоянии.
Необходимо также отметить, что за последние 15 лет флот морских пароходств сократился в 4,8 раза. К примеру, уже не существует Балтийского морского пароходства, а флот Дальневосточного сократился почти на 66 процентов.
Все эти факты говорят о том, что проблемам морского флота еще уделяется недостаточно внимания. И полагаю, что Правительству необходимо разработать меры, которые бы обеспечили ускоренное развитие флота, в том числе пассажирского. Средний возраст судов здесь – более 30 лет, а все заграничные перевозки осуществляются сегодня иностранным флотом.
Мы также должны создать все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. Такую работу надо начинать, не откладывая, с учетом предложений, которые прозвучат сегодня.
Находясь здесь, в Мурманске, мы обязаны рассмотреть предложения по модернизации арктической транспортной системы. Это касается арктических портов, транспортного и ледокольного флота, навигационного и авиационного обеспечения плавания в районе Северного морского пути.
Особо отмечу, что с каждым годом возрастает роль морского транспорта в освоении арктических нефтегазовых месторождений. К 2015 году ожидается значительный рост перевозок углеводородов в западном районе Арктики. По прогнозам, он достигнет 40 миллионов тонн. В связи с этим нам предстоит не только активно развивать арктическую транспортную систему, но и принимать меры для сохранения экологического баланса в этом регионе (мы знаем, насколько уязвимая здесь природа), в целом – решать задачи обеспечения стратегических интересов России в Арктике: ее экономических, научных и оборонных интересов.
Нам предстоит сегодня обсудить очень широкий круг проблем. В своем вступительном слове я остановился только на самых основных, и понимаю, что это только лишь часть вопросов, которые надо решать в сфере морского транспорта.
Опубликовано на www.kremlin.ru
11.11.2020 | Пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в Заполярье вырастет (Российская газета) |
28.09.2020 | РЖД построили жизненно важный мост в Мурманской области (Российская газета) |
20.06.2020 | Военные восстановили железнодорожное сообщение в Мурманской области (Интерфакс) |
17.06.2020 | Что ждет Мурманский транспортный узел (Российская газета) |
04.06.2020 | РЖД обещают восстановить объемы грузоперевозок в мурманский узел к октябрю (Интерфакс) |
03.06.2020 | Железнодорожное сообщение с Мурманском обещают восстановить до июля (Интерфакс) |
02.06.2020 | Железнодорожное сообщение с Мурманском и портом прервано (Meduza) |
24.05.2018 | В Заполярье межмуниципальные перевозки оказались убыточными (Российская газета) |
14.04.2015 | Мурманские автомобилисты пригрозили отказаться от ОСАГО (Российская газета) |
27.01.2015 | В Заполярье простаивают поезда с углем и нефтепродуктами (Российская газета) |
16.01.2015 | В порту Мурманска открылся пирс для круизных лайнеров (Российская газета) |
05.12.2014 | Проезд в общественном транспорте подорожает (Российская газета) |
28.10.2014 | Проезд с 2015 года можно будет оплатить по безналу (Российская газета) |
01.10.2014 | Шесть портов СЗФО открыли для иностранных судов (Российская газета) |
09.09.2014 | В СЗФО оптимизируют пригородные перевозки (Российская газета) |
02.07.2014 | Ледоколы нового поколения появятся в России в 2017 году (Российская газета) |
04.02.2014 | Мурманская область получит 24,8 млрд на развитие транспортной инфраструктуры (ИТАР-ТАСС) |
14.01.2014 | В Мурманске создадут глубоководный морской хаб по переработке грузов (Российская газета) |
05.11.2013 | Мощность Северного морского пути может увеличиться в несколько раз (Экперт. Северо-Запад) |
09.10.2013 | Открылся самый северный в мире хайвей (BarentsObserver) |
08.10.2013 | Грузопотоки в российской Арктике зависят от зарубежных спутников (Российская газета) |
27.09.2013 | Строительство Мурманского транспортного узла начнется в 2014 году (Российская газета) |
03.09.2013 | Заправка судов на рейде в нескольких российских портах прекращена (ИТАР-ТАСС) |
20.08.2013 | В СЗФО появились межрегиональные авиарейсы (Российская газета) |
15.08.2013 | В "Русской Арктике" международная парусная регата нарушала законы РФ (Российская газета) |
31.07.2013 | Немецкий яхтсмен прервал экспедицию в Заполярье (Российская газета) |
23.07.2013 | Количество рейсов по Севморпути может вырасти в пять раз (Газета.Ru) |
20.06.2013 | В Петербурге подписали соглашение о строительстве трассы "Белкомур" (Российская газета) |
20.06.2013 | Мурманский транспортный узел начнут строить в 2014 году (Российская газета) |
17.06.2013 | Автотрассу "Кола" на подъезде к Мурманску обновят к 2016 году (Российская газета) |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|