Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Транспорт

8 октября 2013 г. 13:15

Российская газета

Грузопотоки в российской Арктике зависят от зарубежных спутников

Российские компании, работающие в арктических морях, тратят миллионы евро на спутниковые снимки, большинство которых сделано зарубежными спутниками. Наиболее важные и востребованные по своим параметрам снимки с российских спутников получить невозможно. Однако без спутникового мониторинга не может быть и речи об освоении полярных территорий. Например, капитанам кораблей в северных морях нужно точно знать, есть ли впереди льды. Получилось так, что безопасность транспортировки грузов в российской части Арктики в немалой степени зависит от западных стран.

Как известно, спутники делятся на два вида – метеорологические и радиолокационные, предназначенные для всепогодного контроля. Метеорологические спутники используют главным образом метеозависимую оптическую аппаратуру, работа которой зависит от облачности. Если нужный участок земли закрыт облаками, с помощью оптики его не снять. Радиолокационным спутникам облака не помеха. Еще есть полярные низкоорбитальные спутники. Россия сегодня располагает всего одним таким аппаратом – это "Метеор-М" N 1, запущенный несколько лет назад. К сожалению, он выдает некалиброванные данные, то есть "картинки", из которых невозможно получить необходимую численную информацию, отмечает Алексей Кучейко, заместитель генерального директора инженерно-технологического центра "СканЭкс", занимающегося приемом и обработкой изображений Земли из космоса. Поэтому используются данные главным образом с американских спутников "NOA" и европейских "MetOp", данные которых хорошо калиброваны и находятся в свободном доступе.

Все эти спутники метеозависимы. Чтобы гарантированно получить информацию о ледовой обстановке, нужен радиолокационный спутник – радар. Здесь начинаются тонкости. Во-первых, информация радаров платная. Во-вторых, сегодня на мировом рынке представлены радары только трех поставщиков – Канады, Италии и Германии. Для арктической съемки преимущественно используется канадский спутник нового поколения "Radarsat-2", специально разработанный для съемки арктического региона. Кстати, он запущен на орбиту 14 декабря 2007 года с помощью российской ракеты-носителя "Союз-ФГ". Непрерывная съемка с "Radarsat-2" в течение 3-5 суток способна охватить практически всю территорию Арктики.

Товарообмен по Северному морскому пути уже показал свою целесообразность, и грузопоток по нему будет только расти Российские власти не выделяют средства на закупку этой информации. В среднем один кадр такой съемки стоит от 1000 до 3600 долларов, а годовая лицензия на их использование стоит около миллиона евро. Как правило, их закупают российские организации и компании, ведущие хозяйственную деятельность в Арктике за собственные средства. В частности, это Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, которому радарные снимки нужны для высадки на лед станций "Северный полюс" или какой-нибудь сложной ледовой проводки. Еще один постоянный покупатель – "Атомфлот", занимающийся ледокольными проводками караванов по Севморпути.

– Бесспорно, такая ситуация нас не красит, – подчеркивает Алексей Кучейко. – Руководство Роскосмоса часто говорит о создании российской космической системы "Арктика", которая обойдется примерно в 68 млрд руб. Нас уверяют, что эта система будет создана быстро и станет эффективной, но я в это верю слабо. Кстати, Росгидромет намерен вывести на высокоэллиптическую орбиту аппаратуру типа "Молния". Предполагается запустить еще ряд спутников разных систем. И я не понимаю, зачем финансировать отдельно несколько систем, вместо того чтобы совершенствовать одну.

Канада не самая бедная страна, но и там сделали одну многофункциональную радарную систему, которая может делать снимки разного разрешения, например, отдельно для военных и спасателей.

Товарообмен по Северному морскому пути уже показал свою целесообразность, и грузопоток по нему будет только расти. Впереди – освоение шельфа, дальнейшее освоение полярных территорий, строятся новые ледоколы. Необходима система быстрого реагирования на возможные чрезвычайные ситуации в арктических регионах. Все это невозможно без современных систем спутникового мониторинга, убежден эксперт. В частности, руководство "Атомфлота" давно осознало важность спутниковой информации для быстроты и безопасности ледокольных проводок.

В свою очередь, в Росгидромете и Роскосмосе отмечают, что с российскими спутниками не все так плохо. По информации Роскосмоса, в июне 2013 года был запущен спутник "Ресурс-П", предназначенный в том числе и для оценки ледовой обстановки, наблюдения за районами чрезвычайных ситуаций, информационного обеспечения поисков нефти и газа. По предварительной оценке специалистов, полученные со спутника первые изображения в целом соответствуют заданным требованиям и подтверждают высокие характеристики космического аппарата.

– Сейчас работают три российских спутника – "Канопус", "Метеор" и "Ресурс-П", – добавила Татьяна Бурцева, начальник отдела информационного обеспечения научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии "Планета" – подразделения Росгидромета. – По большому счету, все дальневосточные паводки мы осветили нашим "Метеором". Радиолокатор действительно не работает, но он должен пойти на следующем спутнике. Его предполагается запустить в 2014 году. Ледовая обстановка на Севморпути освещается и "Метеором", и "Канопусом", и "Ресурсом". Безусловно, радиолокатор нужен, но пока выходим из положения вот таким способом.

Федеральной космической программой до 2015 года предусмотрен запуск 15 метеоспутников, сообщил в одном из интервью советник руководителя Росгидромета Валерий Дядюченко. По его словам, необходимо иметь три геостационарных спутника и четыре аппарата на полярных орбитах. Но власти не отрицают, что сегодня в России спутниковая информация пока используется недостаточно.

 
 Статьи по теме 
11.11.2020Пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в Заполярье вырастет (Российская газета)
28.09.2020РЖД построили жизненно важный мост в Мурманской области (Российская газета)
20.06.2020Военные восстановили железнодорожное сообщение в Мурманской области (Интерфакс)
17.06.2020Что ждет Мурманский транспортный узел (Российская газета)
04.06.2020РЖД обещают восстановить объемы грузоперевозок в мурманский узел к октябрю (Интерфакс)
03.06.2020Железнодорожное сообщение с Мурманском обещают восстановить до июля (Интерфакс)
02.06.2020Железнодорожное сообщение с Мурманском и портом прервано (Meduza)
24.05.2018В Заполярье межмуниципальные перевозки оказались убыточными (Российская газета)
14.04.2015Мурманские автомобилисты пригрозили отказаться от ОСАГО (Российская газета)
27.01.2015В Заполярье простаивают поезда с углем и нефтепродуктами (Российская газета)
16.01.2015В порту Мурманска открылся пирс для круизных лайнеров (Российская газета)
05.12.2014Проезд в общественном транспорте подорожает (Российская газета)
28.10.2014Проезд с 2015 года можно будет оплатить по безналу (Российская газета)
01.10.2014Шесть портов СЗФО открыли для иностранных судов (Российская газета)
09.09.2014В СЗФО оптимизируют пригородные перевозки (Российская газета)
02.07.2014Ледоколы нового поколения появятся в России в 2017 году (Российская газета)
04.02.2014Мурманская область получит 24,8 млрд на развитие транспортной инфраструктуры (ИТАР-ТАСС)
14.01.2014В Мурманске создадут глубоководный морской хаб по переработке грузов (Российская газета)
05.11.2013Мощность Северного морского пути может увеличиться в несколько раз (Экперт. Северо-Запад)
09.10.2013Открылся самый северный в мире хайвей (BarentsObserver)
08.10.2013Грузопотоки в российской Арктике зависят от зарубежных спутников (Российская газета)
27.09.2013Строительство Мурманского транспортного узла начнется в 2014 году (Российская газета)
03.09.2013Заправка судов на рейде в нескольких российских портах прекращена (ИТАР-ТАСС)
20.08.2013В СЗФО появились межрегиональные авиарейсы (Российская газета)
15.08.2013В "Русской Арктике" международная парусная регата нарушала законы РФ (Российская газета)
31.07.2013Немецкий яхтсмен прервал экспедицию в Заполярье (Российская газета)
23.07.2013Количество рейсов по Севморпути может вырасти в пять раз (Газета.Ru)
20.06.2013В Петербурге подписали соглашение о строительстве трассы "Белкомур" (Российская газета)
20.06.2013Мурманский транспортный узел начнут строить в 2014 году (Российская газета)
17.06.2013Автотрассу "Кола" на подъезде к Мурманску обновят к 2016 году (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
123456789

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru