вторник, 8 октября 2002

10:16 |
Источник: Мурманские рыбные ресурсы |
На заседании недавней коллегии Госкомрыболовства РФ была озвучена информация об увеличении вывоза в норвежские порты неучтенной рыбопродукции. Входят ли мурманские рыбаки в число таких поставщиков? За комментариями корреспондент Murfish.Ru обратился к участнику этой коллегии, заместителю председателя комитета по рыбохозяйственному комплексу Мурманской области Вадиму Соколову.
"Во-первых, этот вопрос муссируется уже четыре года, – отметил Вадим Соколов. – Он поднимался еще генералом-полковником Николаевым, когда тот возглавлял Федеральную пограничную службу РФ. Согласно его заявлениям, из-за браконьерского промысла рыбы Россия теряет ежегодно 3–4 миллиарда рублей. Командующий ФПС РФ предлагал отдать функции контроля промысла пограничникам и обещал вернуть утраченные деньги в казну. Прошло четыре года, пограничникам полностью переданы функции контроля промысла в российской экономической зоне. Но где деньги, которые обещали вернуть, и что это за деньги – никто объяснить не может. На мой взгляд, здесь возникла некоторая путаница. Неспециалисты считают, что если рыба, выловленная в РЭЗ, продана в Норвегии или в любом другом зарубежном государстве, то это незаконно. Но у нас нет закона, запрещающего судовладельцу сбывать рыбу куда угодно, если она была выловлена за 12-мильной зоной РЭЗ. Если она выловлена за ее пределами, то продажа за рубеж осуществляется на вполне законном основании. По Мурманскому региону, по крайней мере, в этом году, нет ни одного выявленного случая сбыта нашим судном незаконно выловленной рыбы в Норвегию. Законность определяется документами. Если у судна есть разрешение на промысел, определена квота, значит - все в порядке. Если судовладелец переловил объем выделенной ему квоты, это - уже нарушение закона. Но, насколько я знаю, на сегодняшний день и таких случаев в нашем регионе не установлено".
"Поступило предложение: издать постановление российского правительства о запрещении экспорта рыбы без захода в российские порты. То есть, прежде чем отправить рыбу на экспорт, судно должно зайти в российский порт, задекларировать груз и только затем владелец груза будет иметь право его продать. Но в этом отношении возникает несколько вопросов. Без согласования с приморскими регионами проект такого постановления нельзя принимать", - считает В.Соколов.
"Ведь если этот федеральный документ увидит свет, он будет обязателен к исполнению всеми приморскими регионами. Однако, одно дело – Дальний Восток, совершенно другое – Мурманская область. Вот яркий пример: на промысле в районе Лофотенских островов работают траулеры – свежьевики. Сегодня они имеют право сдавать свежую рыбу в Норвегию. Выйдет вышеуказанное постановление - траулер отправится из района промысла в Мурманск. Это - четыре дня пути плюс время, затраченное на оформление таможенной декларации, а дальше эту рыбу примет, разве что, Мукомольный завод. Ведь наш район промысла трески и пикши, а именно эта рыба и идет на экспорт, процентов на 90 находится далеко от Мурманска. И если запрет на экспорт будет введен, мы добьемся увеличения эксплутационных расходов и уменьшения доходов, а, следовательно, снижения налоговых сборов".