понедельник, 18 сентября 2006

На мурмашинском кладбище прошла акция перезахоронения гражданина Норвегии Свенсена Магнуса, родившегося и выросшего на побережье Кольского полуострова и репрессированного в годы Великой Отечественной войны. На церемонии присутствовали родственники погибшего, представители властей города и специалисты норвежского консульства.
Жизнеописанию семьи Свенсена Магнуса и еще ста десяти норвежских колонистов, решившихся обживать Кольский Север, посвящена историческая книга Мортена Йентофта "Оставшиеся без родины". В конце 19-го века поиски лучшей доли привели простых скандинавских рыбаков из Вадсе и Буде на полуостров Рыбачий, в поселок Цып-Наволок. Перед началом Великой Отечественной войны "неблагонадежных" норвежцев, которые к тому времени организовали колхоз "Полярная звезда", выслали с насиженного места. Свенсен Магнус попал в Карелию, а его семью эпатировали в Архангельскую область. К тому времени у Магнуса было десять детей. Его потомки вернулись и сейчас живут в Мурманске, а сам он, арестованный по 58 статье, скончался во время следствия в 1942 году, так и не став гражданином Советского Союза. Спустя годы обвинение сняли – Магнус и его родственники реабилитированы. Те всегда помнили о злоключениях, постигших семью, но до недавнего времени боялись открыто об этом говорить. Правнучка Магнуса Елена Свенсен рассказала, что бабушка завещала им найти останки деда и привести на Кольскую землю.
Усилиями российских и норвежских энтузиастов удалось определить место захоронения. Оно находилось в Республике Карелия. Волю жены Магнуса внуки выполнили. Весомую поддержку оказали руководство МВД, открывшее доступ к своим архивам, власти города Мурманска и Норвегии. Присутствующий на перезахоронении генеральный консул Норвегии в Мурманске Руне Осхейм отметил: "Многие потомки кольских норвежцев сейчас живут в Норвегии. Они, прежде всего, заинтересованы в этом событии и в этом памятнике, который здесь будет". На надгробном камне Свенсена Магнуса будут высечены имена всех ста одиннадцати норвежских колонистов, чьи жизни в середине прошлого века перемололи жернова большой политики.