Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Работа  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Арктика

Проблемы ЖКХ

Образование и наука

Политика

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Экономика региона

Социальная сфера

Радиационная безопасность

Дело против активистов Greenpeace

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

Северный флот

Выборы в Мурманске и области

Международное сотрудничество

Миллиардные хищения в энергетике

Транспорт

Спорт

Отопительный сезон в Мурманской области

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Культурная жизнь края

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Полезные ископаемые Кольского полуострова

22 сентября 2015 г. 09:09

Российская газета

Ковдорские горняки поставят рекорд по добыче руды

Предприятие компании "ЕвроХим" в заполярном Ковдоре запустило в опытно-промышленную эксплуатацию новый комплекс по переработке апатит-штаффелитовых руд. Это приоритетный инвестиционный проект Мурманской области стоимостью в 6,8 миллиарда рублей. Когда новый комплекс выйдет на полную мощность, дополнительный приток налоговых поступлений в региональный и местный бюджеты составит 1,9 миллиарда рублей.

Запасы нового месторождения Ковдорского ГОКа разведаны и приняты на баланс. За десять лет планируется добыть и переработать не менее 50 миллионов тонн апатит-штаффелитовых руд. Новый комплекс рассчитан на производство 948 тысяч тонн апатитового и 130 тысяч тонн железорудного концентрата в год. И это при том, что Ковдорский горно-обогатительный комбинат уже является вторым по величине производителем апатитового концентрата в России и единственным производителем бадделеитового концентрата в мире.

Сейчас завершается отладка участка дробления комплекса переработки, вводится в строй новое горное оборудование. Разработанная трехмерная модель показывает перспективу развития карьера, связанную с разработкой месторождения апатит-штаффелитовых руд.

Операция "Модернизация"

К карьеру рудника "Железный" ведут дороги, укрепленные несколькими слоями арматуры. Это необходимо, чтобы полотно выдержало ход тяжелых экскаваторов и самосвалов.

– Раньше здесь была проложена асфальтовая дорога, которая затем присыпалась щебнем, – рассказывает по пути на производство исполнительный директор АО "Ковдорский ГОК" Игорь Мелик-Гайказов. – Сегодня занимаемся бетонированием дорог: около 30 сантиметров – толщина бетона, плюс два слоя арматуры. Срок эксплуатации таких дорог исчисляется десятилетиями. Каждый год вкладываем в их строительство порядка 20 миллионов рублей. Недешево, но вложения делаются один раз на много лет.

Дробильная фабрика комбината – самый первый цех по подготовке руды к переработке, занимающий обширную территорию. Часть объектов находится в карьере рудника, где осуществляется первичное крупное дробление, необходимое для подготовки к переработке.

На предприятии внедряется передовая система безопасности 5S, признанная мировыми промышленными гигантами. Она уже позволила снизить травматизм на производстве на 17 процентов

Далее идет тракт подготовки руды к транспортировке. Планируется в ближайшей перспективе модернизировать четыре конвейера, один уже обновили.

Корпус распределения руды разделен на несколько объектов. Часть полезных ископаемых отправляется на обогатительный комплекс, другая – на усреднительный склад мелкодробленой руды.

– Ремонтируем и административно-бытовые здания основных цехов, – продолжает Игорь Мелик-Гайказов. – В этом году займемся дробильной фабрикой и цехом технологического транспорта. Внешнее оформление задумано в бело-голубом корпоративном стиле. С утеплением помещений, заменой окон, ремонтом кровель.

На дробильной фабрике один конвейер уже заменен, второй постигнет та же участь в конце сентября. На обогатительной фабрике обновятся два магистральных конвейера, всего же к новому году заменят четыре таких объекта. Это делается для подъема производительности конвейерных трактов. С 16 миллионов тонн проектной мощности возможность транспортировки руды возрастет в текущем году до 18 миллионов тонн. Предельная же планка обозначена в 25 миллионов тонн в год.

В этом году планируется заменить две дробилки среднего и мелкого дробления на технику производства финской фирмы Metso. В 2016 году, в рамках программы импортозамещения, будут приобретены две дробилки предприятия "Уралмаш".

– Уральское оборудование нас устраивает с точки зрения производительности, надежности и себестоимости производства, – говорит технический директор АО "Ковдорский ГОК" Алексей Данилкин.

Осваиваем, не оставляя "хвостов"

Дробильная фабрика меняется наиболее активно, сейчас ее производительность достигает 400-450 тонн руды в час. Идет обкатка новой технологии, освоение новой апатит-штаффелитовой руды, где есть и глина, и скальные породы. На проектную мощность комбинат рассчитывает выйти с 2017 года. Объем будущего года рассчитан в 75 процентов от проектной производительности. Это шесть миллионов тонн. В том числе будут добывать порядка 950 тысяч тонн апатитового и около 130 тысяч тонн железорудного концентрата.

– Исходя из геологических характеристик, запасы апатит-штаффелитовой руды составляют около 50 миллионов тонн, работы хватит на 10 лет, – делится информацией Игорь Мелик-Гайказов. – Сегодня идет разведка месторождений апатит-карбонатных руд, что гарантирует в будущем добычу нескольких видов сырья. Это апатит-карбонатитовая руда, которую, помимо получения апатита, можно использовать в строительстве. Есть основной карьер, и наша сегодняшняя задача – добывать не меньше 16 миллионов тонн руды, использовать альтернативные виды сырья – "хвосты" и техногенные месторождения. С 1995 по 2014 год мы переработали порядка 60 миллионов тонн.

На Ковдорском ГОКе стараются максимально использовать имеющуюся сырьевую базу, работая, по сути, с несколькими месторождениями. Уникальность карьера "Железный" в том, что он практически вертикально уходит вниз на большую глубину. Нижний горизонт сейчас достигает отметки 200 метров от уровня моря, а применяемая технология ведения горных работ позволяет достичь открытыми работами глубины в 800 метров. Чтобы уходить в глубину, карьер необходимо расширить. Апатит-штаффелитовое месторождение вплотную примыкает к южной его части, поэтому разработка сегодня последовательна и логична.

– Наша стратегия, предусматривающая ведение открытых горных работ, возможно, будет претерпевать изменения, – отмечает Игорь Мелик-Гайказов. – Сегодня мы видим возможность осуществлять открытые горные работы в карьере и примыкающих к нему зонах наших месторождений, постепенно наращивая объемы до 2050 года.

Новый комплекс рассчитан на производство 948 тысяч тонн апатитового и 130 тысяч тонн железорудного концентрата в год

В рамках инвестиционной программы по разработке апатит-штаффелитового месторождения Ковдорский ГОК закупает новое оборудование. Сейчас идет сборка очередной буровой установки. На ее монтаж потребуется 10 дней, затем последует обкатка, и оборудование направят на работу в карьер.

– В связи с увеличением объемов производства имеющихся буровых установок уже не хватает, – поясняет Алексей Данилкин. – Поэтому мы решили приобрести в этом году одну буровую установку, а в следующем – еще три.

Рост производительности сегодня происходит за счет увеличения мощности оборудования. Экскаваторщик Сергей Дмитрук раньше работал на машине производства Ижорского завода, теперь осваивает технику завода "Уралмаш" с большим объемом ковша. Кузов 220-тонного БелАЗа он заполняет за три минуты.

Рабочее место машиниста экскаватора полностью автоматизировано, управление осуществляется с помощью джойстиков. Монитор отображает состояние машины.

Два экскаватора комбинат купил в прошлом году, работают машины исправно.

– Производительность экскаватора составляет 308 тысяч кубических метров в месяц, это очень хороший показатель, – говорит начальник рудника "Железный" Николай Просветов. -Чем он больше, тем ниже себестоимость горной массы. В ближайшем будущем хотим пробовать двойную погрузку – грузить с обеих сторон, чтобы не тратить время на подъезды.

Без травм и с хорошей зарплатой

Всего на Ковдорском ГОКе трудятся более 3,5 тысячи работников. Серьезно расширять штат руководство предприятия не планирует, ведь рост объемов производства достигается за счет применения современной техники и использования инновационных технологий. Средний возраст сотрудников – 39-40 лет, средняя зарплата – около 55 тысяч рублей в месяц, цифра меняется в зависимости от размера квартальной премии.

Большое внимание уделяется на комбинате улучшению условий труда работников, безопасности и охране труда, снижению вредных факторов, оказывающих влияние на их здоровье, техническому усовершенствованию подразделений с вредными и опасными условиями. В этом году на эти цели израсходован 151 миллион рублей.

На предприятии внедряется передовая система безопасности 5S, признанная мировыми промышленными гигантами. Она уже позволила снизить травматизм на производстве на 17 процентов.

Занимается комбинат и подготовкой высококвалифицированных рабочих. Она осуществляется в Ковдорском политехническом колледже, где со времени основания ГОКа открыт сектор развития персонала комбината. Сегодня в среднем профессиональном учебном заведении действует более 250 образовательных программ, по которым имеются лицензии на подготовку высококвалифицированных рабочих. Преподают дисциплины инженерно-технические работники комбината, на отдельные лекции привлекаются преподаватели из других вузов и колледжей.

– Сейчас с администрацией колледжа обсуждается вопрос подготовки электрослесарей, обогатителей, операторов горнодорожных машин, – продолжает Игорь Мелик-Гайказов. – Совместно приобретаем автотранспорт, дорожную технику. Студенты проходят практику на комбинате и по ее завершении устраиваются к нам на работу. Хотим расширить сферу обучения и программы по специальностям. В колледже проводятся курсы повышения квалификации для людей, уже работающих на ГОКе. Для совершенствования практических навыков сотрудников планируем приобрести тренажеры, имитирующие экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, большегрузные самосвалы. Таким образом люди смогут учиться без ущерба для нашей техники.

Для повышения квалификации персонала по управлению новыми самосвалами будущих водителей БелАЗов администрация комбината направляла на подготовку в Костомукшу. На предприятии "Карельский окатыш", где давно используют такую технику, люди две недели обучались управлять большегрузами. Теперь они готовы делиться опытом с другими водителями.

На Ковдорском ГОКе работают выпускники профильных вузов разных регионов Северо-Запада. Недавно был подписан договор на прохождение практики студентов Мурманского государственного технического университета. С ректором МГТУ Сергеем Агарковым проводятся переговоры на предмет более тесного сотрудничества с предприятием по целенаправленной подготовке специалистов.

В сложных условиях экономической нестабильности в мире и падения цен на продукцию горнорудной промышленности Ковдорскому ГОКу удается не только развиваться самому, но и продолжать заниматься социальной и благотворительной деятельностью. В рамках трехстороннего соглашения между предприятием, правительством Мурманской области и Ковдорским районом ежегодно выделяется на эти цели свыше 70 миллионов рублей. Градообразующее предприятие готовится к заключению договора на развитие моногорода, где работает одно из лучших предприятий "ЕвроХима".

– Ковдор должен стать комфортным для проживания местом как для работников комбината, так и для других жителей этого славного заполярного города, – считает исполнительный директор ГОКа Игорь Мелик-Гайказов.

Не в ущерб природе

И в этой связи нельзя уйти от экологического аспекта. Он является одним из основных в работе любого горного предприятия, которая сопровождается большим количеством отходов. Сегодня комбинат инициирует перевод так называемых "хвостов" из разряда производственных отходов в потенциальные техногенные месторождения. С 1995 по 2014 год здесь перерабатываются техногенные месторождения в объемах, гораздо больших, чем на других предприятиях горнопромышленного комплекса Мурманской области. Уже 20 лет идет формирование складов компонентов с низким содержанием полезных веществ.

– Отвалы неизбежны при добыче полезных ископаемых, но объем "вскрыши", которую мы вывозим при добыче руды, относительно невысок, – говорит Игорь Мелик-Гайказов. – На одну тонну добываемой руды вывозим полкубометра "вскрыши" благодаря внедрению новой технологии, которая была представлена в прошлом году на конференции в Горном институте КНЦ РАН в Апатитах. Отдельно хочу сказать о воде – невосполнимом источнике, который с каждым годом во всем мире становится все грязнее. Мы стараемся с этим бороться. Раньше водозабор для технологических нужд осуществлялся из озера Ковдор. Сейчас берем из скважин водозащиты карьера порядка одной тысячи кубометров подземной воды в час, подаем ее на ТЭЦ, подогреваем и используем горячую воду для технических переделов. Источник забора природной воды исключили из пользования. На сегодняшний день в опытно-промышленную эксплуатацию введена насосная станция, которая забирает воду на технические нужды из пруда-отстойника. Водоотводной канал идет из низовьев реки Ковдоры, огибает наши месторождения и впадает в озеро Ковдор практически без внешних загрязнений. У комбината один источник сброса грязной воды – из хвостохранилища. Он находится далеко от города. Расширяя пруды-отстойники, мы можем управлять качеством сброса, потому что очень сложно очистить воду механическим или химическим способом. Подсчитано: если пять – семь дней она отстаивается, количество вредных факторов снижается в разы.

К проведению экологических мероприятий на производстве руководство Ковдорского ГОКа подталкивает и увеличение суммы платежей за загрязнение окружающей среды. В 2016 году она будет в 100 раз выше, чем несколько лет назад.

Стоит отметить, что Ковдорский ГОК является не только производителем горячей воды для технологических нужд, но и поставщиком тепла в город. Котельная предприятия работает на мазуте с конца 50-х годов прошлого века. Сейчас планируется перевести ее на уголь, параллельно увеличив объемы утилизации тепла при переходе на рост объемов выпуска металлизированных продуктов.

В 1933 году геолог Константин Кошиц, глава отряда Ленинградского геологического треста, выявил магнитную аномалию в районе озера Ковдор. Так было открыто месторождение магнетитовых руд. В 1938 году было принято решение о строительстве горно-обогатительного комбината. В 1939 году началось строительство железнодорожной ветки Пинозеро – Ковдор, завершившееся в июне 1941 года. Однако начавшаяся Великая Отечественная война приостановила развитие Ковдорского месторождения.

Железная дорога была восстановлена в 1951 году, а спустя два года, 30 марта 1953 года, по ней впервые прошел пассажирский состав. 1 июня того же года в Ковдор прибыли первые строители горно-обогатительного комбината, причем эта дата считается днем основания города Ковдора. Ровно два года спустя министерство черной металлургии постановило образовать Ковдорское рудоуправление. Были установлены и первые проектные мощности ГОКа.

С 1958 года началось активное строительство инфраструктуры ГОКа. В 1960 году стали строиться корпуса обогатительной фабрики, а в декабре рудоуправлению было дано современное название – "Ковдорский ГОК". Официальное его открытие состоялось 5 сентября 1962 года. С 1975 года комбинат, помимо магнетитового, стал выпускать апатитовый и бадделеитовый концентраты.

С 1992 года началось постепенное переоборудование предприятия, в чем не последнюю роль сыграли зарубежные поставщики. В частности, германская фирма MAN TAKRAF стала поставлять японские большетонные грузовики Komatsu, которые составили компанию БелАЗам. С 1995 года Ковдорский ГОК стал подвергать переработке и дополнительному обогащению рудные отвалы, которые остались от предыдущих разработок.

С 2001 года Ковдорский горно-обогатительный комбинат входит в состав Минерально-химической компании "ЕвроХим".

 
 Статьи по теме 
21.10.2017Организатор незаконного карьера получил "копеечный" штраф (Российская газета)
24.08.2017Росгеология подтвердила запасы платины в Мурманской области (ТАСС)
08.12.2015Аукцион по Африкандскому месторождению редкоземов не состоялся (Интерфакс)
22.09.2015Ковдорские горняки поставят рекорд по добыче руды (Российская газета)
19.06.2015"Росгеология" будет искать на Кольском полуострове золото и алмазы (Российская газета)
11.12.2014Добыча минералов в Мурманской области снизит зависимость России от импорта (ТАСС)
15.10.2014Заполярье может обеспечить потребности РФ в редкоземельных металлах (ТАСС)
21.07.2014Олений Ручей не справился с долгами (КоммерсантЪ)
10.06.2014В Заполярье найдены залежи алюминиевого сырья (Российская газета)
10.06.2014В Заполярье займутся производством редкоземельных металлов (Российская газета)
25.03.2014Для добычи золота в Заполярье нужно смягчить законы (Российская газета)
18.02.2014В Заполярье заработала программа ликвидации отходов горных комбинатов (Российская газета)
22.11.2013Финансирование геологоразведки сократят на 34,8 млрд рублей (Российская газета)
21.11.2013 В Мурманской области нашли четыре месторождения золота (Российская газета)
21.11.2013Заполярье обеспечит редкими металлами всю Россию (Российская газета)
21.11.2013Залежи платины и палладия в Заполярье признали рентабельными (Российская газета)
20.11.2013В развитие цветной металлургии Заполярья вложат 13 миллиардов (Российская газета)
17.10.2013В Терском районе обнаружили месторождение торфа (ГТРК "Мурман")
22.07.2013На Африкандском месторождении откроют производство редких металлов (ГТРК "Мурман")
15.07.2013Эксперты подводят итоги раздела спорной зоны Баренцева моря (Российская газета)
14.05.2013Мурманские ученые отправятся искать редкие металлы в Кейвскую тундру (Российская газета)
08.02.2013На Кольском полуострове нашли месторождение золота (ГТРК "Мурман")
18.12.2012В Мурманской области откроют производство редких металлов (Российская газета)
15.11.2012В Осло проходит конференция по вопросам развития горной промышленности на Севере Европы (Правительство Мурманской области)
09.11.2012Мурманские ученые научились синтезировать редкоземельные материалы (SmartNews)
26.10.2012 Выпуск меди и никеля Кольской ГМК и Заполярным филиалом увеличился (Мурманские бизнес-новости)
20.07.2012Крупнейшие производители удобрений в России помирились (Lenta.Ru)
05.07.2012"Норильский никель" может остановить производство файнштейна в Никеле в 2015 году (BarentsObserver)
19.06.2012"Газпром" распускает штат оператора Штокмановского проекта (Ведомости)
18.06.2012В Баренцевом море назревает буровой бум (BarentsObserver)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
12

 
 
Copyright © 1999 — 2017
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru Твиттер Murman.ru