Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Развитие нефтегазовой отрасли на Мурмане

8 сентября 2006 г. 10:38

Оксана Гавшина, Ирина Кезик, Материал опубликован в "Газете" №162 от 08.09.2006г

Газета.Gzt.Ru

Мурманский намек. Statoil и Total входят в Штокман

Вчера норвежская нефтяная компания Statoil и администрация Мурманска подписали меморандум о взаимопонимании. В рамках соглашения будет создана программа экологической безопасности по Мурманской области. Об этом вчера заявил вице-президент Statoil по вопросам экологии и охраны окружающей среды Бьерн Кристоферсон. По мнению экспертов, подписание меморандума – своеобразное закрепление предварительных договоренностей о вхождении Statoil в проект разработки Штокмановского месторождения в Баренцевом море.

Накануне норвежская компания заявила о том, что получила письмо с приглашением продолжить обсуждение вопросов партнерства в проекте. В Statoil отметили, что письмо было получено после сообщения французской Total о том, что ее приглашают возобновить переговоры об участии в Штокмане.

В компаниях отмечают, что возобновление переговоров не означает 100-процентной гарантии вхождения в проект. "Я не могу оценивать наши шансы на партнерство с "Газпромом" в этом проекте. Решение зависит целиком от "Газпрома", – сказал вице-президент Statoil Ола Мортен. Однако, по мнению экспертов, можно с уверенностью говорить о том, что "Газпром" определился с партнерами по Штокману.

История вопроса

Первоначально на сотрудничество с российским монополистом в этом проекте претендовали девять компаний: Chevron (США), ConocoPhillips (США), Exxon Mobil (США), Hydro (Норвегия), Mitsui (Япония), Shell (Нидерланды), Statoil (Норвегия), Sumitomo Corporation (Япония), Total (Франция). После рассмотрения технико-коммерческих предложений, представленных компаниями, "Газпром" составил короткий список (short-list ) из пяти наиболее вероятных претендентов. По мере развития переговоров холдинг успел шесть раз поменять short-list. Наконец, в сентябре 2005 года "Газпром" объявил окончательный список финалистов. В него вошли Hydro, Statoil, Chevron/Texaco, ConocoPhillips и Total. При этом монополист неоднократно отмечал, что возьмет себе в партнеры не более двух-трех компаний.

Спустя год продолжить переговоры было предложено Statoil и Total. Эксперты отмечают, что вхождение норвежской компании в проект было вполне предсказуемо. Еще в июне прошлого года на встрече с премьер-министром Норвегии Кьелль-Магне Бундевиком президент РФ Владимир Путин красочно обрисовывал перспективы соединения российских ресурсных возможностей с опытом норвежцев. Эти заявления позволили российским экспертам предположить, что в число партнеров "Газпрома" войдет одна из норвежских компаний. После рабочего визита в Норвегию главы Счетной палаты Сергея Степашина, в ходе которого он встречался с руководством Statoil, стало понятно, что выбор падет именно на эту компанию.

"Белоснежка" всех милее

По мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, "выбор в пользу Statoil не случаен: Norsk Hydro – это частная компания, а Statoil на 80% принадлежит государству". Дополнительным плюсом могли послужить приглашения Statoil к участию в ее проектах в Северном море.

Напомним, что, по словам президента Statoil Russia Кристоффера Маро, в обмен на 20-процентную долю в Штокмане компания предлагает "Газпрому" участие в проекте разработки норвежского шельфового месторождения Snohvit ("Белоснежка"). В "Газпроме" не скрывают своего интереса к проекту, хотя и говорят о неравнозначности обмена.

Однако аналитики не раз отмечали, что несмотря на то что по запасам "Белоснежка" значительно уступает Штокману (193 млрд. кубометров газа против 500 млрд. кубометров в российском месторождении), норвежский проект является наиболее близким его аналогом. Кроме того, известно стремление российского монополиста как можно скорее выйти на рынок сжиженного природного газа (СПГ). Штокмановский проект начнет работать в лучшем случае в конце десятилетия, а "Белоснежка" уже сейчас имеет зарезервированные мощности на терминале по приему СПГ в Cove Point (США). Ожидается, что газ с норвежского месторождения пойдет на экспорт в начале 2007 года.

Темная лошадка Total

Вхождение Total в Штокмановский проект на первый взгляд выглядит довольно неожиданным. Компания не очень удачно ведет свой бизнес в России (за нарушение в эксплуатации Харьягинского месторождения МПР хочет лишить Total лицензии), поэтому никто из экспертов и наблюдателей на нее не "ставил". По мнению Валерия Нестерова, "здесь свою роль сыграл доступ к рынкам".

По мнению аналитика ИК "Антанта Капитал" Александра Блохина, войти в проект французской компании помогли ее проекты в области СПГ. "Несмотря на то что она не очень удачно развивает свою нефтяную деятельность на территории России, надо отметить, что у Total очень большой опыт производства СПГ. Она одной из первых вышла на это рынок", – считает эксперт.

Новый Свет имеет шанс засветиться в проекте

В отличие от французской Total американские Chevron/Texaco и ConocoPhillips всегда считались фаворитами проекта, поскольку большую часть газа со Штокмана "Газпром" планирует направлять на экспорт в США. "Американские компании не попали в Штокман по политическим причинам, – считает Александр Блохин. Он напоминает, что еще в августе этого года Владимир Путин высказывал несогласие с участием американских компаний в проекте в связи с противодействием США вступлению России в ВТО. "Хотя Штокман нацелен именно на американский рынок, при реализации проекта можно обойтись и без Chevron/Texaco и ConocoPhillips. Весь газ в США поступает по канадским газопроводам, а у "Газпрома" с канадцами прекрасные отношения", – считает Александр Блохин.

Третьим будешь?

Экспертное сообщество не исключает того, что в ближайшее время в проект войдет третий партнер. "Я полагаю, что третий партнер непременно будет, и станет им одна из американских компаний, – считает Валерий Нестеров. – Прежде всего потому, что проект нацелен на рынок США, и "Газпрому" нужен беспрепятственный доступ к нему".

Учитывая стремление российского монополиста выйти на итальянский рынок, эксперты не исключают того, что третьим партнером "Газпрома" станет итальянская Eni. В марте текущего года министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил о возможном участии этой компании в разработке Штокмановского месторождения. А неделю спустя глава "Газпрома" Алексей Миллер посетил Милан, где встретился с полномочным управляющим Eni Паоло Скарони. В ходе встречи были определены предварительные условия будущего соглашения между компаниями. По сообщениям информагентств, во время переговоров обсуждалась возможность участия итальянского концерна в нефтегазодобыче на территории России, а также выход "Газпрома" на внутренний энергетический рынок Италии. По словам представителей концерна, в обмен на долю в проекте Eni готова обсудить возможность продажи "Газпрому" пакета акций своего электроэнергетического подразделения Enipower, а также акций компании SNAM-Retegas, контролирующей итальянские газопроводы.

 
 Статьи по теме 
06.10.2021Мурманской области нужны дополнительные средства на отказ от мазута (РИА "Новости")
01.10.2021Газпром потратит более полумиллиарда рублей на консервацию дороги к Штокману (Интерфакс)
09.07.2021Газификация Мурманской области стоит более 300 млрд рублей (ТАСС)
29.05.2021Газификация Мурманской области позволит привлечь 400 млрд рублей инвестиций (Интерфакс)
15.05.2021Расчёты по газификации Заполярья сделают к 15 июня (Интерфакс)
23.07.2020Для газификации Мурманской области потребуется 4,8 млрд тонн газа в год (Интерфакс)
09.12.2019Отпарные газы "Новатэка" не помогут газифицировать Мурманскую область (REGNUM)
14.08.2019Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета)
30.04.2019Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС)
10.04.2019В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета)
25.03.2017Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM)
12.07.2016В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета)
18.03.2016"Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ)
03.02.2016Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета)
25.11.2015В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета)
29.07.2015Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС)
03.07.2015Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости)
30.06.2015Буровая стратегия (Российская газета)
19.06.2015В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета)
02.06.2015Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС)
27.05.2015"Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ)
17.02.2015Арктика подождет (Российская газета)
24.01.2015Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман")
12.01.2015Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета)
26.12.2014"Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета)
23.12.2014Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета)
10.12.2014"Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ)
28.10.2014"Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru)
24.09.2014"Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК)
22.09.2014Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости")

Страницы: ← предыдущая  следующая →
1234567891011121314

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru