Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Политика

15 августа 2007 г. 16:40

Ведомости

Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов – о плохом и хорошем, что творится в области и стране

Глава Мурманской области Юрий Евдокимов – один из российских губернаторов-старожилов. Он руководит областью с 1996 г. и говорит, что ему "за свою работу не стыдно". Хотя признает, что, если к нему применить вводимые критерии оценки эффективности работы губернаторов, придраться было бы к чему. Но лишь потому, что сама система оценки несовершенна. О том, что еще делается в области и стране правильно, а что – нет, о своем взгляде на актуальные для области и ее предприятий проблемы Юрий Евдокимов рассказал в интервью "Ведомостям".

– Сейчас вводится система оценки эффективности губернаторов. Как вы к ней относитесь?

– Работу губернаторов надо обязательно оценивать, но Россия огромная и ко всем подходить с одной меркой неумно. Меня критикуют за то, что у меня на Севере строится мало жилья, – и правильно делают, но я ведь очень много строю жилья в Белгороде, Нижнем Новгороде, Воронеже, Пскове, Великом Новгороде, Вологде и т. д. За счет федеральных, региональных средств, средств предприятий. Туда хотят переехать пенсионеры, а их у меня 230 000. Регионы разные: где-то доминирует машиностроение, где-то – переработка и др. У меня в области промышленность на 98% имеет сырьевую направленность. Сегодня, когда цена на никель чуть ли не $50 000 за тонну, какой же дурак будет увеличивать производство и тем самым сбивать цену? А меня критикуют за то, что у меня снижаются объемы производства.

– Не дает ли эта система оценки повод властям при желании быстро избавиться от неугодного губернатора, сославшись на его низкую эффективность?

– Оценивать работу губернатора нужно прежде всего по спокойствию на территории, которой он управляет, по самочувствию людей. А если отталкиваться только от статистики, то это очень сильный инструмент против губернатора. Ведь каждый показатель можно повернуть так, как это кому-то выгодно, кто эту работу оценивает.

– А как вы оцениваете собственную эффективность?

– Мне за свою работу не стыдно. Три раза меня избирали люди – это самый объективный показатель.

– Вы руководите областью с 1996 г. Что удалось сделать за это время? Какие проблемы есть?

– Бюджет вырос почти в шесть раз, количество убыточных предприятий уменьшилось до 30% от общего количества работающих на территории. У нас сегодня средняя зарплата в области – 17 844 руб., и она выросла к первому полугодию 2007 г. на 22,7%. Этот показатель растет примерно в такой пропорции ежегодно. В первом полугодии мы собрали налогов в бюджетную систему региона на 17,5 млрд руб., что на 4 с лишним миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы сегодня работаем с небольшим, но профицитом.

Главная проблема сейчас – сумасшедший износ всего того, что связано с ЖКХ. Мы не сумели выполнить задачи по сносу ветхого жилья. У нас неуемно растут тарифы на коммунальные услуги. Мы попали в вилку, когда вынуждены покупать топливо по огромной, отпущенной на волю цене, а тариф закладываем намного ниже. Надо развивать и электросетевое хозяйство. В области переизбыток производства электроэнергии. Мы не можем ее перераспределить с юга, где она генерируется, на север из-за недоразвитости сетевого и подстанционного хозяйств. Как следствие – серьезные ограничения по развитию капстроительства в областном центре и в порту в том числе. Проблем очень много, но мы живем на Севере, и у нас принцип такой: чтобы не замерзнуть, надо вертеться.

– Считаете ли вы возможной реформу Совета Федерации и возвращение к всенародно избираемым членам палаты?

– Считаю, что либо сенаторов надо всенародно избирать, либо, как и раньше, в Совете Федерации должны быть представлены высшие должностные лица региона от законодательной к исполнительной власти. Мы были самостоятельными, нас нельзя было задушить каким-то указанием, мы действительно были палатой регионов. Поэтому, если эта идея председателя Совфеда Сергея Миронова получит развитие, я считаю, что это будет правильно.

– А что именно вас не устраивает?

– Нынешняя практика ущербна. Мы направляем своего представителя и уже на второй день, по сути, не можем на него влиять, он больше зависим от руководства палаты. Это неправильно. Мы считаем, что сейчас Совфед – не палата регионов, потому что в ней большая часть людей никогда в жизни в регионе не жила. И поэтому предлагаемый 10-летний ценз оседлости будет очень кстати.

– Как у вас складываются отношения с мэрами? Во многих регионах губернаторы с мэрами конфликтуют. Считаете ли вы, что мэров надо назначать?

– У меня тоже непростые отношения, хотя мы стараемся находить общий язык. Я мэра Мурманска поддерживаю так же, как и других мэров городов Мурманской области, но все же считаю, что вертикаль должна быть продолжена, в противном случае она обрывается на уровне субъекта Федерации. Хотя бы системообразующие города, столичные города регионов должны быть тоже включены в эту систему государственного управления. Все, что ниже, – там можно тренироваться, избирать, развивать местное самоуправление.

– А в чем причина вашего конфликта с мэрами?

– Каждый мэр считает, что его район самый лучший, что он больше всех нуждается, а я, как губернатор, обязан учитывать как нужды мурманчанина, так и нужды жителя Ковдора или маленькой Умбы, потому что для меня все эти люди едины. Мэр столичного центра с этим не согласен. Он считает, что областной центр умеет оказывать услуги по приему гостей, по приведению в порядок улиц, фасад его города должен быть более привлекательным. Да, я тоже так считаю. Но все эти гости, все мероприятия, которые мы проводим в областном центре, они помимо всего прочего приносят городу гигантский доход. В результате уже на стадии формирования закона о бюджете закладывается конфликт между губернатором и мэром областного центра, причем в любом регионе.

– Возможно ли, что вы возглавите список "Единой России" на выборах в Госдуму, и не помешает ли это деятельности других политических партий, которые, наверное, тоже в вашем регионе существуют и активно действуют?

– Если доверят, я возглавлю список. На выборах в региональное законодательное собрание я его уже возглавлял. Будут ли ущемлены интересы других партий? Разговоры об этом неизбежны, но эти партии, например коммунисты, и так ущемляют мои интересы. Только за то, что я отказался от нейтральной позиции и стал членом "Единой России", они уже критикуют меня не за дела, а только потому, что я губернатор. Для них важно все время критиковать, иначе на них никто не обратит внимание. Поэтому у нас с ними непримиримые противоречия.

– Ощутим ли в области какой-то результат от нацпроектов?

– Да. Мы получаем интереснейшее медицинское оборудование, самую современную автомобильную технику. У части врачей и учителей появилась мотивация к труду. Но, видимо, где-то нашего ума не хватает, потому что большинство людей все-таки считают, что нацпроекты – профанация, что это не даст интересного результата. Особенно так думают те, кто остался за бортом этих национальных проектов. Вот по жилью мне похвастаться нечем. Мне очень нелегко выполнить данные установки и в 1,5-3 раза увеличить объемы жилищного строительства, потому что я, по сути, сегодня в области ничего не строю. Когда умирал Советский Союз, народ массово хлынул из области, образовался гигантский рынок вторичного дешевого жилья, как результат – закрылись домостроительные комбинаты и мы остались без строительной базы. Возродить все это сейчас чрезвычайно трудно, и это мало кто учитывает, но мы работаем, привлекаем инвесторов, в том числе норвежцев, финнов. Сегодня, для того чтобы решить задачу полностью, мы должны в год вводить по 120 000-150 000 кв. м жилья, задача эта станет достижима через 2,5-3 года, а пока будем хромать.

– Почему ваша администрация выступила с инициативой создания управляющей компании Мурманского порта?

– Я очень долго над этим бился, пока прямо на уровне президента не настоял на том, чтобы была создана такая управляющая компания. Три года назад мы представили генеральную схему развития Мурманского транспортного узла, и до сих пор она не утверждена, разные ведомства постоянно ставят палки в колеса. Поэтому мы посчитали, что нужна управляющая компания со статусом акционерного общества, которая и займется этим проектом, в котором должна быть наша доля, причем очень небольшая. Мы не претендуем более чем на 10% акций, для нас важен факт, что двигается дело, что объединяются две администрации порта, что утверждаются границы нового транспортного узла, что решается вопрос строительства железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива, без которой говорить о развитии Мурманского транспортного узла не приходится. При этом надо решать вопрос модернизации порта на восточном берегу залива – там, где сегодня основные грузопотоки.

– Кто претендует на получение доли в управляющей компании?

– Это может быть Росимущество, главная стивидорная компания в порту, область, РЖД, без которой мы не решим ни одной проблемы, "Роснефть" – 70% всей отгружаемой в порту нефти именно ее. Возможно, акционерами станут те инвесторы, которые будет строить нефтяной и угольный терминалы на западном берегу залива. Строительство должно начаться в будущем году. Сегодня порт перерабатывает 25,5 млн т груза при мощности 10 млн т. Развиваться на восточном берегу некуда, надо уходить на западный берег залива, там главные перспективы развития и там сумасшедшие деньги предусмотрены к вложениям даже без строительства железнодорожной ветки. Там сопки, сложный рельеф, там будут строиться два крупных терминала. Один – угольный на 20 млн т угля, потенциальный заказчик – "Кузбассразрезуголь", цена вопроса – 12,5 млрд руб. И нефтяной терминал на 35 млн т сырой нефти – претендуют на него компании "Синтез-Петролеум" и "Роснефть", там цена вопроса еще больше – 40 млрд руб. Генеральная схема, которая утверждена и согласована с Минэкономразвития, предусматривает, что мы уже к 2010-2011 гг. должны иметь грузооборот около 40 млн т, а к 2015 г. – все 75 млн т. Нужна ветка на западном берегу залива, без которой ничего не сделаешь, поэтому [президент РЖД Владимир] Якунин дал добро войти в состав управляющей компании. Это очень хороший симптом, значит, дело пойдет.

– Велись ли уже переговоры с заинтересованными сторонами?

– Непременно. Со всеми переговоры ведутся, но каким будет состав участников будущей компании, станет известно только в октябре.

– Сколько средств потребует проект создания управляющей компании и реализации нового транспортного узла? В каких пропорциях планируется финансировать проект? Чем компания будет владеть и на чем зарабатывать?

– Это пока не стоит в повестке дня. Сначала надо определить состав участников, это будет происходить строго по Гражданскому кодексу, и никаких блатных членов управляющей компании не будет. Мы должны понимать, что это гигантский проект и поэтому там должно быть государство – раз, регион – два, частные инвесторы – три. Государство там просто необходимо, чтобы обеспечить комплексную застройку. Регион должен быть, потому что он вступает в земельные отношения, он отводит площадки, он контролирует процессы. А частный бизнес будет финансировать непосредственно свое строительство.

– Как вы относитесь к планам создания особых экономических зон портового типа?

– Эти зоны создавать необходимо. Но я считаю в корне неверной идею проведения конкурса между портами на право создания такой зоны. Если документы на этот конкурс подадим мы и порт в окрестностях Петербурга, кто победит, объяснять, думаю, не надо. Между тем такие специальные режимы должны быть созданы в портах на всех стратегических направлениях нашей страны. Вот почему я буду добиваться, чтобы закон, который Госдума сейчас собирается принять в окончательном чтении, для 5-6 портов – а это Находка, Новороссийск, Калининград, Приморск, Санкт-Петербург, Мурманск – предусматривал, чтобы они вне всякого конкурса получили статус свободной экономической зоны.

– Сейчас 25% компании-оператора – разработчика Штокмановского месторождения "Газпром" предложил Total. Еще 24%, по сообщению "Газпрома", могут достаться другому иностранному партнеру. Как вы думаете, кто должен стать третьим партнером – американская Сhevron или норвежские Statoil и Norsk Hydro?

– Рука, протянутая Тоtal, говорит о том, что ресурсы Штокмана, видимо, будут прежде всего нацелены на обеспечение европейских стран. Для нас это означает, что в первую очередь начнется строительство линейного газопровода из Мурманска через Карелию, для того чтобы присоединиться к Северо-Европейскому газопроводу, который пойдет по дну Балтийского моря. В распределении оставшихся 24% Штокмана я бы отдал предпочтение норвежцам, потому что они к этому очень серьезно готовятся, в этом очень заинтересованы. Я бывал на многих норвежских месторождениях – на "Тролле" и "Белоснежке" – и могу сказать, что норвежцы умеют творить чудеса. За три с небольшим года освоить такое месторождение, как "Белоснежка", и уже в этом году пустить в эксплуатацию не только добычу, но и сжижение природного газа – это дорогого стоит. И по объемам наше месторождение на несколько порядков больше, чем та же "Белоснежка". Поэтому при всем уважении к "Газпрому" и к России одни мы не справимся. Без разумной кооперации дела не будет.

– А чем плоха Chevron?

– Сhevron – прекрасная компания. Точно так же, как Conoco – это американская компания, которая входила в первоначальный пул, есть много других замечательных компаний, но кого выбрать себе в партнеры, решит "Газпром".

– Как вы оцениваете ситуацию вокруг одного из крупнейших предприятий области – "Апатита"? Недавно "Апатит" проиграл кассацию по налоговым претензиям за 2001 г. в размере более 5 млрд руб. Росимущество выиграло суд по возврату в госсобственность 20% акций "Апатита".

– Моя позиция такова: есть проблема – решите ее, разберитесь с владельцами, но только не трогайте предприятие! Сегодня предъявлять ему претензии по налоговым долгам – значит положить его на бок. Ну разве можно это допускать? Это предприятие, где работает 17 000 человек, оно на своих плечах держит два крупных города – Кировск и Апатиты, оно обеспечивает объемами перевозок целое отделение железной дороги. Поэтому я за то, чтобы этот вопрос быстрее был решен любым путем. Либо отступитесь от этих претензий хотя бы за давностью, потому что завод сегодня работает и нынешний собственник владеет им и хозяйствует эффективно, либо рубаните сразу – замените собственника и дайте возможность предприятию работать!

– Рыбопромышленники рассказывают, что по-прежнему продолжается практика перегрузки выловленной в российских водах рыбы без захода в порт (фактически серый экспорт). Каков, по вашим данным, объем такого экспорта? Сокращается ли он? Считаете ли вы, что с ним нужно бороться?

– Сегодня за малейшую провинность норвежская береговая охрана хватает наши рыболовецкие корабли за ноздрю и тащит к себе в порт. Поэтому я не готов назвать эту цифру, чтобы не давать норвежцам повода развивать эту тему, тем не менее посмотрите сами: если в 2006 г. мы поймали 595 000 т рыбы, то в родной порт было доставлено не более 110 000 т, многое переработано непосредственно в море, на промысловых судах, но и немалая часть уходит перегрузом. Мы задерживаем транспорты, которые ходят под непонятным флагом, с закрашенными номерами, мы их задерживаем, приводим в порт, разгружаем, мы даже придумали схему, как конфискованную рыбную продукцию реализовать, потому что она, в принципе, подлежит уничтожению как скоропортящаяся. Кардинально проблему надо решить так: вся рыба, пойманная в нашей экономической зоне, должна оформляться через родной порт. Если судовладелец, который перегрузил рыбу без такого оформления, будет знать, что за одно такое нарушение он будет лишен квоты, то все это кончится. Но это очень многим невыгодно, и пока мы не можем пробить такую схему.

– А правда, что наши и норвежские суда осуществляют браконьерский лов в прибрежных зонах, где лов вообще запрещен?

– Норвежцы считают, что да. Речь идет о ценных породах рыбы – примерно 100 000-120 000 т трески. Мы считаем, что браконьеры-норвежцы ловят не меньше нашего.

– Береговые мощности переработки рыбы в регионе, видимо, сильно изношены с советских времен. Есть ли проекты их развития?

– Конечно, изношены. У нас раньше были самые мощные в Европе рыбоперерабатывающие комбинаты, "Севрыба", а стало несколько "севрыбок", причем если раньше процесс шел от вылова рыбы до переработки и реализации, то сейчас береговые предприятия существует отдельно, а промысловик не заинтересован в продаже улова им и ищет, где продать его дороже. Чтобы решить эту проблему, переработчики просят себе квоты на вылов, у нас таких крикунов хватает, но ни к чему, кроме спекуляции квотами, это не приведет. Но мы и их пытаемся поддерживать – я провел решение, по которому в областном бюджете выделено 20 млн руб. на субсидирование части процентной ставки для закупок рыбы переработчиками в счет кредита, из них в 2006 г. освоено всего 12 млн руб., но мы продолжили в этом году.

– Есть ли планы развития аквакультуры (искусственного разведения рыбы) в регионе, как это сделано в Норвегии?

– Та же Норвегия нас этому учит, у нас есть мощное СП на российско-норвежской границе. Норвежцы производят у себя, если не ошибаюсь, 650 000 т искусственной трески и семги, которую и покупают в том числе в Москве. Но это не натуральная рыба, это бройлер – настоящая рыба нерестится в реках нашей области!

– Вы критикуете некоторые решения правительства и президента. Что еще вам нравится и не нравится в их действиях? Как вы оцениваете макроэкономическую ситуацию в стране?

– В целом в последние годы она несколько улучшается и стабилизируется. Мне, например, по душе, что можно взять любой финансовый документ и на ближайшие три года уже ориентироваться, на что можно рассчитывать, а от чего следует отказаться. Мне по душе то, что в последние пару лет не принимается никаких законов, постановлений, которые бы ущемляли финансовые интересы региона. А раньше из года в год нас лишали то налога с продаж, то НДС, то изымали в полном объеме платежи за водные ресурсы вообще без всякой адекватной компенсации. Это нервировало, не давало развиваться территориям. Мне по душе то, что нам дают больше самостоятельности. Целый ряд полномочий передали в регионы – связанных и с рыболовством во внутренних водоемах, и с возможностью самим хозяйничать в лесах, на территории области и др. Они дают возможность самим контролировать, создавать оптимизацию в той среде и среди тех сотрудников, которые этим занимаются. Я считаю, что создание инвестиционного фонда – тоже хороший рывок вперед. Что умелое обращение в последние пару лет со стабилизационным фондом, который раньше считался священной коровой, и использование его на некоторые нужды, связанные именно с социальным развитием, с улучшением социальных условий жизни людей, – это тоже плюс, это тоже можно записать в актив правительству. А если нам дадут статус свободной экономической зоны портового типа на бесконкурсной основе, я буду считать, что у нас вообще очень прогрессивное правительство.

– А что вам не по душе?

– Не очень торопятся с передачей финансирования, а если финансирование передают в федеральный центр, то, как правило, в урезанном варианте. Не очень торопятся с возрождением дорожного фонда. А во многих местах, в частности у нас, федеральные дороги становятся просто непроезжими. И чем быстрее мы вернемся к возрождению дорожного фонда или по крайней мере к предоставлению регионам права этим заниматься и самим формировать такие дорожные фонды на совершенно законных основаниях, тем лучше. Поэтому, как видите, в целом ситуация улучшается, но отдельные моменты пока еще ее омрачают, но это все временно и преходяще.

 
 Статьи по теме 
04.12.2019Как повысить эффективность принятия управленческих решений (Российская газета)
05.11.2019Суд перевел Игоря Бабенко из колонии под домашний арест (ТАСС)
14.06.2019Суд оставил в силе приговор экс-замгубернатору Мурманской области (РИА "Новости")
08.06.2019Андрей Чибис призвал узнавать о проблемах региона не из докладов (РИА "Новости")
22.05.2019В Мурманской области начали объединять администрации (Российская газета)
19.04.2019В Мурманске чиновники осуждены за увеселения бывшего губернатора (Новая газета)
18.04.2019Экс-замгубернатора Мурманской области осудили на 3,5 года колонии (РИА "Новости")
03.04.2019Марина Ковтун избежала допроса по делу бывших чиновников Заполярья (Новая газета)
21.03.2019Биография врио губернатора Мурманской области Андрея Чибиса (ТАСС)
19.03.2019Глава Мурманской области Марина Ковтун написала заявление об отставке (РБК)
18.03.2019В Кремле сообщили о скорой отставке губернатора Марины Ковтун (Интерфакс)
22.02.2019Игорь Бабенко дал показания против главы Мурманской области Марины Ковтун (Новая газета)
15.02.2019Норвегия рассказала о вмешательстве России в системы GPS-навигации (Новая газета)
26.10.2018В Мурманске чиновников судят за незаконные траты на нужды губернатора (Новая газета)
19.10.2018Глава Мурманской области снова в списках на выбывание (Новая газета)
18.10.2018Кремль ищет замену губернатору Мурманской области (РБК)
05.10.2018В Мурманске пытаются закрыть независимое информагентство (Новая газета)
27.12.2017Характер мурманского губернатора перевернул региональную политику (КоммерсантЪ)
25.10.2017Мурманский губернатор обвиняет силовиков (Новая газета)
20.10.2017ФСБ изучает "черную бухгалтерию" правительства Мурманской области (Новая газета)
22.12.2015Ковтун связывает будущее Мурманской области с Арктикой (ТАСС)
16.07.2014Власти дистанцировались от системных партий (РБК)
17.12.2013Мурманская область готовится к сентябрьской кампании (КоммерсантЪ)
01.12.2013"У нас остался пост-Штокмановский синдром" (Murman.Ru)
12.11.2013Мурманских чиновников попросили не жаловаться на бедность (Вести.Ru)
12.11.2013Заполярным чиновникам предписали следить за языком (КоммерсантЪ)
28.10.2013В Мурманске увеличили премии госслужащим (SmartNews)
18.10.2013Восемь губернаторов могут досрочно уйти в отставку (РБК)
10.10.2013Саами все делают сами (Lenta.Ru)
30.08.2013Обращение политических партий (Murman.Ru)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
1234567891011

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru