7 октября 2003 г. 10:11
06.10.2003 14:35
Страна.Ru
Экология становится важным политическим фактором в отношениях между Россией и Евросоюзом.
Швеция обещает экономическую помощь Евросоюза Калининградской области, а также не подвергает сомнению ее неотъемлемость от России, у которой "в перспективе" есть все шансы добиться отмены визового режима со странами ЕС. Такую позицию высказал побывавший в Москве председатель шведского парламента (риксдага) Бьерн фон Сюдов накануне начавшегося в среду визита главы российского МИД Игоря Иванова в Стокгольм. В России считают, что эти "перспективы" слишком туманны и требуют от Швеции более конструктивного подхода.
Собственно, в Швеции у российского министра (визит приравнен к государственному, то есть, "как если бы Путин поехал") две миссии. Первая связана с двусторонними контактами. Запланированным российско-шведским переговорам, как сообщили Стране.Ru неофициальные источники в МИД РФ, не помешала даже трагическая смерть Анны Линдт – настолько важными они представляются обеим сторонам. Россия заинтересована в непосредственном содействии Швеции в отмене визового режима между Россией и Евросоюзом. Северная Европа – в подключении России к экологическим нормативам.
Вторая цель визита – участие в Совете стран баренцево-евроарктического региона в шведском местечке Унио. Как сообщили Стране.Ru в российском МИДе, эта организация представляет интерес как весьма эффективный рычаг регионального сотрудничества, но не только. Тут все – от создания центров энергоэффективности на севере России (уже созданы четыре центра: в Архангельске, Мурманске, Петрозаводске и Кировске) до борьбы с контрабандой людей.
Что касается экономического присутствия североевропейских стран на территории российский областей, то, как сказал Стране.Ru российский дипломат, "фактически речь идет о гуманитарной помощи". Северная Европа вкладывает деньги в объекты инфраструктуры в Архангельской, Мурманской областях, Карелии, в январе 2002 года к Совету была подключена Республика Коми. Внимание к этим российским областям со стороны Швеции, Норвегии и Финляндии не случайно. Их беспокоит строительство нефтяных терминалов в Приморске и Мурманске. Северная Европа пытается использовать рычаги давления Евросоюза для того, чтобы объявить эти стратегически важные для России регионы "чувствительными экологическими зонами" и запретить строительство там вредных производств.
Россию же, которая вложила огромные средства в строительство рассчитанного на 18 млн тонн Приморского терминала, такая перспектива не устраивает. Будучи готовой к сотрудничеству и по проблемам экологии, Россия, тем не менее, готова сражаться за право распоряжаться своими территориями по собственному усмотрению.
Что касается экологии, то, как показала состоявшаяся в Москве Всемирная конференция по изменению климата, она тесно переплетена с политикой. Так, страны Северной Европы настаивают на подписании Россией Киотского протокола. Россия, как известно, делать этого в обозримом будущем не собирается.
Норвежцам ничего не остается, как вкладывать деньги в собственную экологическую безопасность, инвестируя в реконструкцию самых вредных российских предприятий в непосредственной близости от своих границ. Так, к 2006 году горноперерабатывающий комбинат "Печенганикель" из одного из самых экологически вредных предприятий превратится в самое "чистое" во всей Европе. Его реконструкция, в которую правительство Норвегии вложило около 31 миллиона долларов, ведется с 2001 года. Сейчас норвежцы усиленно внедряют на севере России методологию "чистого производства" в соответствии со списком особо вредных предприятий, составленным Северной природоохранной финансовой корпорацией (НЕФКО). В мае этого года было подписано соглашение по многосторонней ядерно-экологической программе для России (МНЭПР), которая, считают в российском МИДе, будет способствовать повышению ядерной и радиационной безопасности не севере России.
Еще одна болезненная область отношений России и стран Северной Европы – "контрабанда людей", то есть нелегальная эмиграция с территории России. Министр по вопросам миграции Швеции Ян Карлссон недавно жаловался в Москве на огромное количество нелегальных выходцев из России, которые находятся в так называемых лагерях для перемещенных лиц на территории Швеции – большая их часть попадает с территории Финляндии. Швеция, у которой нет сухопутной границы с Россией, даже потребовала от Финляндии год назад ужесточить порядок выдачи виз россиянам. В Москве Карлссону объяснили, что большинство нежелательных граждан вовсе не россияне, а белорусы, украинцы и киргизы. Разбираться, что с этим делать, будет только что созданная специальная целевая группа с участием представителей пограничных и миграционных служб МВД всех стран-участниц СБЕРа.
У России есть свои вопросы к финнам и шведам по этому поводу. С нашей территории в эти страны постоянно просачиваются уроженцы Чечни, информацию о которых России не предоставляют. В целях "защиты интересов страны и ее национальной безопасности" Москва намерена поставить этот вопрос на серьезную основу.
Швеция, пожалуй, меньше других европейских стран страдает от нашествия мигрантов-мусульман. Если в Италии официальное число мусульман оценивается сейчас в 600 тыс, а, скажем, в Нидерландах – в 500 тыс, то в Швеции эта цифра не превышает 100-150 тыс человек.
С точки зрения политической, Россию и Швецию помимо относительного понимания по общеевропейским и международным вопросам сближает и политика военного неприсоединения последней. Неприсоединение Швеции к НАТО является фактором сближения для России. По словам Бьорна фон Сюдова, усилению контактов между Швецией и Россией "способствует шведская политика нейтралитета", которой в этом году исполнится 190 лет. Это не мешает Швеции сотрудничать с альянсом в миротворческих операциях. "Кроме того, – заявил в Москве председатель шведского парламента, – некоторые эксперты утверждают, что сегодня Россия ближе к военному блоку, чем Швеция или Финляндия".
Проведение Совета во многом ассоциируется с трагически погибшим министром иностранных дел Швеции Анной Линдт. Два года назад, когда Швеция председательствовала в этой организации, она поставила три приоритетных на тот момент вопроса: экономика, экология и "эксченч" по линии образования. Сегодня список из "трех "Э" сильно пополнился.
06.10.2021 | Мурманской области нужны дополнительные средства на отказ от мазута (РИА "Новости") |
01.10.2021 | Газпром потратит более полумиллиарда рублей на консервацию дороги к Штокману (Интерфакс) |
09.07.2021 | Газификация Мурманской области стоит более 300 млрд рублей (ТАСС) |
29.05.2021 | Газификация Мурманской области позволит привлечь 400 млрд рублей инвестиций (Интерфакс) |
15.05.2021 | Расчёты по газификации Заполярья сделают к 15 июня (Интерфакс) |
23.07.2020 | Для газификации Мурманской области потребуется 4,8 млрд тонн газа в год (Интерфакс) |
09.12.2019 | Отпарные газы "Новатэка" не помогут газифицировать Мурманскую область (REGNUM) |
14.08.2019 | Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета) |
30.04.2019 | Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС) |
10.04.2019 | В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета) |
25.03.2017 | Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM) |
12.07.2016 | В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета) |
18.03.2016 | "Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ) |
03.02.2016 | Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета) |
25.11.2015 | В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета) |
29.07.2015 | Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС) |
03.07.2015 | Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости) |
30.06.2015 | Буровая стратегия (Российская газета) |
19.06.2015 | В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета) |
02.06.2015 | Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС) |
27.05.2015 | "Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ) |
17.02.2015 | Арктика подождет (Российская газета) |
24.01.2015 | Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман") |
12.01.2015 | Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета) |
26.12.2014 | "Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета) |
23.12.2014 | Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета) |
10.12.2014 | "Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ) |
28.10.2014 | "Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru) |
24.09.2014 | "Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК) |
22.09.2014 | Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|